Исторические материалы » Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны » Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией

Вклад потребительской кооперации в победу над фашистской Германией
Страница 1

К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад.

В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребсоюзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была проведена сплошная проверка правильности выдачи хлебных карточек по категориям и группам населения в сельских местностях. Продажа хлеба должна была производиться только по хлебным карточкам или по спискам снабжения в соответствии с установленной нормой (рабочим - 600 г. хлеба в день, служащим, иждивенцам и детям -400)2. Категорически был запрещен отпуск хлеба по запискам, от кого бы они ни исходили. Была прекращена продажа хлеба в столовых, чайных и буфетах без карточек к обедам или к отдельным блюдам. Большую роль в обеспечении населения питанием в военное время играли столовые, которые создавались в системе облпотребсоюзов. Конечно, и предприятиям общепита приходилось преодолевать серьезные трудности, вызванные недостатком продуктов, транспорта, квалифицированных кадров и т.д. Тем не менее, оборот предприятий кооперативного общепита шел на уровне довоенных лет, а иногда и превышал его. Работа столовых была серьезным подспорьем для населения. В системе предприятий общественного питания облпотребсоюзов существовали и столовые, обслуживающие спецконтингент – остро нуждающиеся семьи военнослужащих, сирот и инвалидов Отечественной войны.

Одной из самых значительных проблем, с которыми столкнулась потребительская кооперация в военный период, было получение фондовых промышленных товаров от предприятий. Как правило, промышленные предприятия не выполняли условия отгрузки товаров в адрес потребительской кооперации, но требовали, чтобы кооперативы вывозили свои фонды собственными средствами. Однако в условиях военного времени эти средства были крайне ограничены. Значительная часть автопарка была изъята на военные нужды, оставлены были только те машины, которые исчерпали свой ресурс или нуждались в ремонте. Большую проблему представляло и горючее для машин, которое было строго лимитировано. Поэтому основным видом транспорта в военное время стали лошади. Посылать гужевой транспорт за товарами приходилось на значительные расстояния, на десятки и сотни километров. Нередкими были случаи, когда промышленные базы не выполняли своих обязательств. Такие базы как Главсахар, Главпарфюмерия, Росглавкондитер не только не занимались отгрузкой товаров в районы, но и не упаковывали товары и не выделяли свою тару. В результате транспорт много простаивал в ожидании товаров и даже возвращался порожняком.

Непросто было получить фондовые товары даже в том случае, когда наряды давались непосредственно на промышленные предприятия. Руководство предприятий ставило условием отпуска товаров использование кооперативного транспорта для своих нужд.

Учитывая подобную ситуацию, облпотребсоюзы разрабатывали планы развития собственных предприятий по выработке товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья. На таких предприятиях производились: мебель, щепные товары (деревянные грабли, лапти, дуги, корыта и др.), кузнечно-ковочная продукция, жестяно-крашеная и гончарная посуда, швейная галантерея, обувь, одежда, стройматериалы. Продолжали свою работу и хлебопекарни даже, несмотря на тот факт, что они не выполняли нормы выпечки хлеба и были убыточны. Тем не менее, потребность в хлебе была настолько велика, что им выделялись дополнительные денежные ресурсы.

Безусловно, одной из важнейших функций потребительской кооперации является заготовительная деятельность. Ее значение особенно повысилось в военные годы. Первостепенное внимание уделялось закупке у колхозов и сельского населения зерновых культур и картофеля (сверх обязательных поставок). Большая часть заготовленных сельхозпродуктов направлялась в Красную Армию и на нужды оборонных заводов.

Страницы: 1 2

Глава девятая Об Объединенном Государственном Политическом Управлении
61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом, учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных ...

Феодальное поместье в Германии с XII по XIII в.
Торжество феодализма в Германии, как и в других странах, было результатом глубоких внутренних социально-экономических сдвигов, обусловленных в конечном счете развитием производительных сил общества. О нем свидетельствуют распространение трехполья, увеличение площади пахотных земель, особенно путем внутренней колонизации – освоения пусто ...

Формирование Белорусской народности
Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности. Необходимость сов ...