Ход сраженияСтраница 4
Карл ХII с гетьманом Мазепой бежал в Османскую империю. Остатки шведских войск отступили к Переволочне, где были настигнуты и сложили оружие. Шведы потеряли в общей сложности более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Потери русских войск составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.
История сохранила любопытный факт времен Великой Северной войны. В канун Полтавской битвы шведский король Карл XII, уверенный в победе своих войск, пригласил офицеров в шатер русского царя, чтобы отпраздновать там очередной разгром русской армии и пленение Петра Первого. Король сказал:
– Он приготовил для нас хорошее угощение. Идите же туда, куда ведет вас слава .
По иронии судьбы, многие из его генералов и в самом деле попали после битвы на пир в царском шатре. Но только в качестве военнопленных, великодушно приглашенных на торжества победителями. А сам Карл XII, потрясенный катастрофой, в эти часы торопился оказаться подальше от поля боя, чтобы не быть захваченным русской конницей, преследовавшей шведов.
Петр пригласил плененных шведских генералов в свой шатер и, подняв кубок, произнес:
– Пью за здоровье наших учителей!
– Кто же эти учителя? – спросил фельдмаршал Реншильд.
– Вы, господа шведы, – ответил Петр.
– Хорошо же Ваше Величество отблагодарил своих учителей, – с грустью пошутил фельдмаршал.
Остается добавить, что победа под Полтавой явилась результатом долгой и упорной материальной, организационной и тактической подготовки русской армии, результатом хорошо продуманного и искусно осуществленного стратегического плана. Русская армия показала высокие боевые качества и тактическое превосходство над противником. Организация передовой позиции с редутами, трехчасовой бой на этой позиции, отделение от главных шведских сил колонны Росса и ее разгром, а также разгром шведского резервного отряда — все это новые явления в тактическом искусстве.
Христология монофизитов. От Евтихианства и умеренному
монофизитству
Как пишет выдающийся историк В.В. Болотов, «доктрина монофизитства, слагается из двух моментов – материального и формального. Первый решает вопрос о характере, о качестве человеческой природы во Христе, второй занимается количественною стороною, утверждает во Христе бытие одной природы, а не двух».[21] В учении родоначальника монофизитс ...
Принятие христианства в 988 г.
Владимиру предстояло сделать решительный шаг. Согласно летописи, он выслушал проповедников иудаизма, ислама и христианства, но его выбор оказался исторически предрешен в пользу христианской Византии. Социально-политическое устройство Византии было наиболее близким растущему Древнерусскому государству. Одна из причин решения князя – прон ...
Дружинин Николай
Михайлович
Дружинин Николай Михайлович (1.01.1886 - 8.08.1986)
Советский историк, академик АН. Окончил и историко-филологический факультет Московского университета. Совмещая музееведческую работу (Музей революции СССР, 1924 - 1934) с педагогической деятельностью (МГУ, 1929 - 1948 гг. и др.),вел исследовательскую работу в РАНИОНе и с 1938 г. - в Ин ...
