Исторические материалы » Начало и причины революции во Франции в конце XVII века » Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.

Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.
Страница 1

Эпохой Просвещения или Веком разума принято называть период истории Европы с 1650 года по 1750 год, во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция. Эта эпоха связана с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.М. Мабли, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха, Ж.Л.Д' Аламбера и др.

Философия Просвещения была весьма многогранна. В ее основе лежала оптимистическая вера в могущество разума, понимаемого как рациональное мышление, и в неограниченные возможности прогресса. Просвещение было сугубо интеллектуальным движением, основанным на постоянном стремлении к знаниям.

Этой эпохе были свойственны особое уважение к науке и живой интерес к народам, животному и растительному миру самых отдаленных уголков Земли, многие представители которых только-только стали известны европейцам.

Одним из важнейших достижений эпохи Просвещения стала огромная «Энциклопедия», которая, по замыслу, должна была включать в себя все знания, накопленные человечеством к этому времени. Главными организаторами этого издания быля Дидро и математик Д'Алам-бер. В статьях «Энциклопедии» подвергались критике церковь, остатки крепостничества, произвол королевской власти. Она содержала множество статей, написанных различными учеными и философами. Вера в то, что люди могут самостоятельно познавать окружающий мир, неизбежно вела к отрицанию высших авторитетов. Этим просветители бросали серьезный вызов церкви, которая ясно осознала угрозу своим интересам, хотя большинство ведущих философов оставались убежденными христианами. Некоторые видные ученые за свои взгляды попадали в тюрьму. Труды других, например, Декарта, были запрещены.

Подлинным титаном эпохи Просвещения был Вольтер.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель. Ино­странный почетный член Петербургской Академии наук (1746). Имя Вольтера является синонимом эпохи Просвещения. Он был подлинным гением своего времени. С одинаковым блеском Вольтер проявил себя в литературе, публицистике, истории и философии. Великий мыслитель дебютировал в 1717 году тра­гедией «Эдип». Подобно Монтескье, Вольтер был очарован Англией. Его «Философские письма», опубликованные в 1734 году, явились своеобразным итогом трехлетнего пребывания Вольтера в Англии. Он противопоставлял английские порядки, английскую философию, науку и литературу французским. Вольтер неоднократ-но подвергался гонениям властей. В молодости он узнал казематы Бастилии, •' .позже предпочел не испытывать судьбу, и последнее десятилетие жизни провел в .положении изгнанника на самой границе Франции, в Фернейском поместье. В столицу Вольтер вернулся лишь в 1778 году. Но уже спустя три месяца 'Париж, недавно восторженно встретивший гения, оплакивал его. Вскоре после прибытия в столицу Вольтер умер.

Перу Вольтера принадлежит множество разнообразных сочине­ний - философских и политических трактатов, исторических трудов, поэм, пьес, романов, повестей. Блестящий и легкий стиль, неистощимое остроумие и логичность изложения содействовали успеху его произведений. Широкую известность приобрел его «Философский словарь», а также книги: «Опыт о духе и нравах народов», «Век Людовика XIV». Вольтер был сторонником конституционной монархии, ограничения власти короля, он выступал за уничтожение привилегий духовенства и дворянства. Вольтер беспощадно высмеивал церковное мракобесие и осуждал преследования гугенотов. Он выступал против фанатизма и религиозной нетерпимости церкви.

Вольтер, вместе с тем, допускал существование Бога, но лишь как разумного первоначала мира, считая, что все в природе происходит согласно естественным законам. Однако Вольтер никогда не был атеистом. Он сказал: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Религию Вольтер считал гарантом порядка в обществе. Выдающийся мыслитель никогда не призывал к революции, однако вся его деятельность объективно способствовала разрушению устоев абсолютизма.

Не менее значительной была личность Шарля Монтескье, одного из известнейших деятелей эпохи Просвещения.

Монтескье Шарль Лун (1689—1755) — французский просветитель, правовед, философ, писатель. Лишь небольшая часть Франции знала Монтескье как барона де ла Бреда де Секонда, который был сначала советником, а затем президентом бордоского парламента. Он различал три формы государственного управления: деспотию, основой которой является страх; монархию, основанную на «принципе чести», и республику, покоящуюся, по убеждению автора, на добродетели. Учение Монтескье отразилось в американской Конституции и в ряде документов первых этапов Французской революции. У него было много сторонников среди либеральных кругов Франции.

Главным произведением Ш.Монтескьё стал его обширный труд «О духе законов» (1748). Идеалом Монтескье была конституционная монархия английского образца с парламентом из двух палат и разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он выступал за прочные гарантии частной собственности и личной свободы. Под свободой он понимал право «делать все, что не запрещено законом».

Страницы: 1 2

Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.
Так называемая «цепная реакция» была комплексом реформ, связанных тесной логикой причинно-следственных связей, однако весь этот комплекс коренился в назревших предпосылках буржуазного развития общества.[22] «Прежняя система отжила свой век»,[23] — таков был приговор одного из ее идеологов, М. П. Погодина, произнесенный им через три меся ...

Ереси на почве монофизитства. Ересь афтартодокетизма. Полемика Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского
Самый главный богословский спор внутри монофизитского мира—между Севиром Антиохийским, и Юлианом, бывшим епископом Галикарнасским, начался в 520-е гг. За несколько первых лет спора только его зачинщики написали друг против друга целые тома (антиюлианитские сочинения Севира, в основном, сохранились в переводе на сирийский, соответствующи ...

Феодальное поместье в Германии с XII по XIII в.
Торжество феодализма в Германии, как и в других странах, было результатом глубоких внутренних социально-экономических сдвигов, обусловленных в конечном счете развитием производительных сил общества. О нем свидетельствуют распространение трехполья, увеличение площади пахотных земель, особенно путем внутренней колонизации – освоения пусто ...