Исторические материалы » Первый русский царь - Иван Грозный » Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)

Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)
Страница 1

Первым русским царем стал Иван IV (1530-1584гг), принявший царский титул в 1547 году. Это была первая крупная реформа, которая должна была подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.[1]

Взойдя на престол, Иван VI первоначально развивал формы сословно-представительской монархии, с учетом традиций удельной Руси. К тому времени сформировались основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. Важным государственным органом оставалась Боярская дума, которая состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих (“окольничать” - править), думных дворян и думных дьяков, назначавшихся царем пожизненно.

В середине XVI в. вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц получившая впоследствии название Избранной рады, которая, не являясь формально государственным учреждением, по содержанию деятельности была правительством в течение нескольких лет и от имени царя управляла государством. В ее состав входили царский постельничий Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, царский духовник протопоп Благовещенского собора Сильвестр, митрополит Макарий.

Церковная власть имела свой высший орган – Освященный собор. Для решения наиболее важных дел Боярская дума и Освященный собор иногда собирались вместе. Из практики этих совместных заседаний постепенно сложился более расширенный форум, получивший название Земского собора. В 1549 г. царь созвал первый в истории России Земский собор, названный “Собором примирения” (на нем Иван VI мирился с боярами и прощал им их “вины”), совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и духовенство.[2] На нем было объявлено о подготовке реформ.

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVI в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора и оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, “приговора”.

Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя, но реально он не мог не считаться с мнение дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время всемерно ее укрепляли.[3]

В 1550г. был принят новый общерусский свод законов – Судебник, еще более укрепивший царскую власть. Как и в первом Судебнике(1497г) (статья 57, которого, положила начало оформлению крепостного права), в нем были сохранены прежние сроки ухода от хозяина приуроченные к Юрьеву дню (неделя до и неделя после Юрьева дня- 26 ноября), но увеличена плата за «пожилое» - налог на право проживания на земле того или иного землевладельца.[4] Центральными органами управления в период сословно-представительной монархии являлись приказы – общегосударственные органы, ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны (Поместный, Разрядный, Пушечный, Житный и т.д.); территориальные (Казанский, Астраханский, Сибирский) и дворцовые, обслуживающие дворцовое хозяйство.[5] Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам. Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. Характерной особенностью каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций. Часто на приказы возлагались задачи по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.

Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного самоуправления. [6]

При реформе местного самоуправления в 1540-1556 гг. была произведена замена кормлений (наместники и волостели) на выборные губные и земские органы.

Губная и земская избы представляли собой судебно-административные округа с выборной администрацией: земские старосты (излюбленные головы) и судьи (целовальники), выбиравшиеся тягловым (податным) населением городов и черносошным крестьянством.[7]

Страницы: 1 2

Реформы армии
Ряд реформ был проведен для укрепления войска. Тысяча дворян получила поместья в ближайших к Москве волостях и составила избранный полк – «Тысячу». Специальное «Уложение о службе» определило обязанности дворян и размер земельных участков, которыми они наделялись. Средний надел служилого человека составлял 300 четвертей, с каждой четверт ...

Внешняя политика в 20-30‑е годы.
К началу 20‑х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. За исключением приграничных стран (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Персия и Афганистан), ни одна крупная европейская держава не признавала правительство большевиков. С окончанием Гражданской войны, в условиях хозяйственной разрухи, внешняя политика стала для ...

Итоги эпохи "дворцовых переворотов"
Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные, цели. В то же время политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-эко ...