Исторические материалы » Первый русский царь - Иван Грозный » Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)

Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)
Страница 1

Первым русским царем стал Иван IV (1530-1584гг), принявший царский титул в 1547 году. Это была первая крупная реформа, которая должна была подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.[1]

Взойдя на престол, Иван VI первоначально развивал формы сословно-представительской монархии, с учетом традиций удельной Руси. К тому времени сформировались основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. Важным государственным органом оставалась Боярская дума, которая состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих (“окольничать” - править), думных дворян и думных дьяков, назначавшихся царем пожизненно.

В середине XVI в. вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц получившая впоследствии название Избранной рады, которая, не являясь формально государственным учреждением, по содержанию деятельности была правительством в течение нескольких лет и от имени царя управляла государством. В ее состав входили царский постельничий Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, царский духовник протопоп Благовещенского собора Сильвестр, митрополит Макарий.

Церковная власть имела свой высший орган – Освященный собор. Для решения наиболее важных дел Боярская дума и Освященный собор иногда собирались вместе. Из практики этих совместных заседаний постепенно сложился более расширенный форум, получивший название Земского собора. В 1549 г. царь созвал первый в истории России Земский собор, названный “Собором примирения” (на нем Иван VI мирился с боярами и прощал им их “вины”), совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и духовенство.[2] На нем было объявлено о подготовке реформ.

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVI в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора и оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, “приговора”.

Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя, но реально он не мог не считаться с мнение дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время всемерно ее укрепляли.[3]

В 1550г. был принят новый общерусский свод законов – Судебник, еще более укрепивший царскую власть. Как и в первом Судебнике(1497г) (статья 57, которого, положила начало оформлению крепостного права), в нем были сохранены прежние сроки ухода от хозяина приуроченные к Юрьеву дню (неделя до и неделя после Юрьева дня- 26 ноября), но увеличена плата за «пожилое» - налог на право проживания на земле того или иного землевладельца.[4] Центральными органами управления в период сословно-представительной монархии являлись приказы – общегосударственные органы, ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны (Поместный, Разрядный, Пушечный, Житный и т.д.); территориальные (Казанский, Астраханский, Сибирский) и дворцовые, обслуживающие дворцовое хозяйство.[5] Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам. Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. Характерной особенностью каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций. Часто на приказы возлагались задачи по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.

Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного самоуправления. [6]

При реформе местного самоуправления в 1540-1556 гг. была произведена замена кормлений (наместники и волостели) на выборные губные и земские органы.

Губная и земская избы представляли собой судебно-административные округа с выборной администрацией: земские старосты (излюбленные головы) и судьи (целовальники), выбиравшиеся тягловым (податным) населением городов и черносошным крестьянством.[7]

Страницы: 1 2

Социально-экономическое развитие России в XVII в.. Закрепощение крестьян.
Эпоха «Смутного времени» оставила тяжелое для хозяйства России наследие. В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель достигла прежних размеров. Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев ...

Результаты работы Совета министров под руководством П. А. Столыпина. Роль состава кабинета и внешних фаторов в эффективности выполнения задач
При Столыпине законотворчество приняло небывалый размах. Если до него в первую Думу было внесено 16 законопроектов, то во время его премьерства во вторую Думу уже – 287, в третью – 2567, а после него – в четвертую – 2625. Правда, не все эти законопроекты превратились в законы по тем или иным причинам. П. А. Столыпина во многом зависела ...

Оборонительные операции советских войск под Сталинградом
Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. В этот период ими были проведены последовательно две оборонительные операции. Первая из них была осуществлена на подступах к Сталинграду в период с 17 июля по 12 сентября, вторая — в Сталинграде и южнее его с 13 сентября по 18 ноября 1942 го ...