Церковная реформа.

В XV-XVII вв. церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Стоглавый (по числу 100 глав в Уложении) церковный собор. На Стоглавом соборе был поставлен вопрос о секуляризации, т.е. изъятии в государственную собственность церковных земель. Стоглавый Собор отклонил планы правительства, но ограничил церковные владения в городах. Было проведено частичное изъятие монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. Монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души» запретили.[15]

Стоглавый собор:

- унифицировал церковные обряды и установил общие правила (каноны) иконописи;

- утвердил общерусский список (пантеон) святых;

- подтвердил, что замещение церковных должностей должно осуществляться «не по мзде», а по реальным заслугам;

- принял решение передать все церковные земли под контроль царя, приобретать землю и получать ее в дар от верующих церковь могла теперь только с разрешения царя;

- призвал церковь к решительной борьбе с пороками среди служителей (пьянством, сквернословием, ересями) и установил церковный суд;

- обязал священников обучать детей мирян грамоте и создавать богадельни для больных и немощных.[16]

Русская культура XVI в. отразила основные события российской истории этого времени. На развитие культуры единого государства оказывали влияние: формирование единого Российского государства; освобождение страны от татаро-монгольского господства; завершение формирования русской народности. Создание единого государства, расширение аппарата управления им, расширение международных связей потребовали создания специальных школ для подготовки государственных служащих. Такие школы и училища создавались при монастырях и приходских церквах. Одним из важных событий культурной жизни стало начало книгопечатания в 1553г. В1564г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили «Апостол» - первую русскую датированную печатную книгу. В первой четверти XVI в. была сформулирована политическая теория Российского государства. В ее основе лежала концепция «Москва – третий Рим», подчеркивающая особую роль церкви в жизни Российского государства. Москва стала общерусским культурным центром. Основой духовного и культурного развития стало возрождение культурных и государственных традиций Древней Руси, утверждение православной веры. Впервые русская культура стала открытой для влияния обычаев и достижений других стран и народов, главным образом европейских. Все это создавало предпосылки для его последующего расцвета.[17]

Ливонская война
Воинственность немецких рыцарей порождала многочисленные конфликты с соседними государствами, в частности, с Русью, что, в итоге, приводило к войнам. Военные столкновение русских с ливонскими рыцарями неоднократно происходили в 1233 – 1234, 1240 - 1242 годах XIII столетия. Однако, в XIV веке, Ливония представляла собой слабое государств ...

Точка зрения К.Н. Бестужева-Рюмина.
Бестужев-Рюмин находит, что положение князей при зависимости великого княжения от хана должно было развивать в князьях политическую ловкость и дипломатический такт, чтобы этим путем привлечь милость хана и захватить великокняжеский престол. Такою ловкостью и таким тактом обладали именно московские князья. Кроме того, усилению Москвы пом ...

Кре­сть­ян­ская вой­на.
В на­ча­ле вой­ны борь­ба кре­сть­ян при­об­ре­ла ха­рак­тер мас­со­во­го ос­тав­ле­ния сел и де­ре­вень и ухо­да на­се­ле­ния в ле­са и рай­оны, от­да­лен­ные от во­ен­ных дей­ст­вий. И хо­тя это бы­ла еще пас­сив­ная фор­ма борь­бы, она соз­да­ва­ла серь­ез­ные труд­но­сти для на­по­ле­о­нов­ской ар­мии. Фран­цуз­ские вой­ска, имея о ...