Древнеиндийская цивилизация » Религиозное развитие.

Религиозное развитие.

Достижения древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Несомненно определяющую роль в жизни индийцев играла религия. Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует более 80% населения. О мифологических и религиозных представлениях того времени можно судить по Ведам, содержащим ведийские гимны; совокупность этих верований принято называть ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар Прадеш; она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Кроме этого, выделялись Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости, Агни- бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи Вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев уже тогда создающих сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Конечно же, многие идеи ведизма вошли в следующую религию – индуизм. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишу и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог охранитель и Шива – бог разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар, учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который олицетворял собой плодородие, аскетизм, соединял в себе функции покровителя скота и танцора-шамана, и вместе с тем силы разрушения, также характеризует обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей.

Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к религиозному освобождению; главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении – религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый. Мирская жизнь воспринимается в индуизме как сансара - страдание. Освободиться от сансары можно было посредством аскезы. Поскольку достижение вечного блаженства - нирваны происходит с помощью божеств, то верующие старались добиться их благосклонности, делали богатые подношения храмам, которые вскоре превратились в крупных собственников.

Реформирование румынской государственности (конец 80-х – начала 90-х годов XX века)
Перед непосредственным изучением политической истории Румынии в 1989–2010 годах, представляется необходимым изучить ту ситуацию, которая сложилась в Румынии в 1989 году[1]. Наше изложение начнем с того факта, что Румыния 1989 года – эта страна с экономикой социалистического типа, входящая в состав Организации Варшавского договора с Сов ...

Театр и музыка
В процессе развития театра на Украине крепли его связи с народом. Новой формой искусства стал балаган. Как правило, он устраивался во временных деревянных помещениях, на ярмарках, базарах и собирал много людей. Сюжеты пьес были созвучны настроениям народных масс, актеры высмеивали и осуждали произвол феодалов. В XVIII в. возник также к ...

Школьная реформа
Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа системы народного образования. Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В.А. Сухомлинского, средняя школа "вместо того, чтобы быть единой и разнообразно ...