Исторические материалы » Тайпинское восстание » Начало большого восстания.

Начало большого восстания.
Страница 2

Явное воздействие традиционных китайских представлений мы находим во второй части названия государства, созданного тайпинами, — «великое благоденствие». Именно этот термин встречаем в древнем трактате «Чжоу ли» (Ритуал Чжоу). Именно оттуда главным образом были почерпнуты Хун Сюцюанем ос­новные идеи, связанные с принципами государственного и об­щественного строя, который инсургенты были призваны утвер­дить в своем государстве.

Думается, что ничего принципиально нового не было и в об­ращении к иностранному религиозному учению, в данном слу­чае христианству. Достаточно вспомнить, что идеология религи­озных сект восприняла ряд положений буддизма, китайцам был известен и ислам, хотя родина этих учений далеко от Китая. Да и само христианство не являлось совершенно новым и неизвест­ным китайцам учением. Несмотря на гонения в XVIII в., христиане существовали в цинской державе. Шокирующей была та жест­кость в религиозной пропаганде и действиях, которой отлича­лись тайпины. Впоследствии это сослужило им плохую службу, оттолкнув их потенциальных последователей из числа простых китайцев или шэныпи, готовых откликнуться на призыв к воз­рождению китайской государственности, но неспособных отка­заться от традиционной китайской учености, постижение кото­рой составляло смысл их существования.

Тайпинское восстание принято разделять на несколько этапов. Первый этап охватывает 1850—1853 гг. Это было время, когда вос­ставшие собирали силы, создавали вооруженные отряды, в даль­нейшем превратившиеся в армии, и с боями продвигались на север. Он завершился осадой и захватом Нанкина, который был превращен тайпинами в столицу своего государства. Наивысший подъем восстания пришелся на 1853—1856 гг. В этот период ин­сургентам удалось не только создать вполне стабильное государ­ственное образование на территории нескольких приморских про­винций нижнего течения Янцзы, но и предстать в качестве ре­альной угрозы цинской династии. События, связанные с кровавой междоусобной борьбой в тайпинском руководстве осенью 1856 г., делят историю восстания на восходящий период и время, когда восставшие безуспешно пытались удержать завоеванное в тяже­лой борьбе. 1856—1864 гг. — последний этап в тайпинской исто­рии, завершившийся падением Нанкина и гибелью всех основ­ных участников тайпинской драмы.

Осенью 1851 г. тайпины захватили небольшой город в север­ной Гуанси — Юнъань, где пробыли до весны следующего года. Здесь было завершено образование политических институтов тай-пинского государства, Небесным ваном (правителем) стал Хун Сюцюань, что свидетельствовало о его главенствующем положении в тайпинской иерархии. Ян Сюцин, командующий тайпинс-кими войсками, получил титул Восточного вана. Вэй Чанхуэй стал Северным ваном, а Ши Дакай — Отдельным ваном. Каждый из этих правителей имел под своим командованием собственные вооруженные силы и административный аппарат. Верховным вож­дем считался Хун Сюцюань, которого вскоре стали приветство­вать обращением «ваньсуй» (пожелание «десяти тысяч лет жиз­ни»). Однако истинным военным руководителем и верховным администратором был Ян Сюцин, государственный талант кото­рого раскрылся в полной мере. Впоследствии Хун большую часть времени проводил за написанием религиозных и философских сочинений, в то время как главное бремя государственных забот лежало на плечах Ян Сюцина.

Осенью 1852 г. тайпины были блокированы в Юнъане регу­лярными правительственными войсками. Сумев неожиданным ударом прорвать осаду, нанеся поражение цинским отрядам, пытавшимся остановить их, с боями они двинулись на север. Не­удачи сменялись громкими победами. Тайпинам так и не удалось овладеть столицей Хунани г. Чанша, несмотря на его длитель­ную осаду, однако наступление на Учан — столицу Хубэя — за­вершилось захватом этого важнейшего политического и военно­го центра Китая (февраль 1853 г.). В руки тайпинов, которых к этому времени насчитывалось, очевидно, до полумиллиона че­ловек, попали запасы вооружения из учанских арсеналов. На Янц­зы ими также было захвачено большое количество речных судов.

В сложившейся обстановке руководству повстанцев предстоя­ло сделать серьезный выбор — решить, куда двигаться дальше. Можно было продолжить наступление на север с целью захвата столицы и свержения маньчжурской власти. Избери тайпины этот вариант, им, возможно, удалось бы сбросить цинское владыче­ство, поскольку в этот момент центральное правительство не рас­полагало сколько-нибудь значительными силами между Учаном и Пекином, способными остановить инсургентов.

Страницы: 1 2 3

 «Смута».
В 1601–1602 гг. беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев появился в польских владениях на Украине, выдавая себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося от убийц в Угличе. Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду за помощью, «Расплатиться» за помощь он должен был некоторыми ...

Отечественные историки о Ливонской войне
Отечественная историография отражает проблемы общества в переломные периоды развития нашей страны, что сопровождается формированием нового, современного общества, то соответственно времени изменяются и взгляды историков на те или иные исторические события. Взгляды современных историков на Ливонскую войну практически едины и не вызывают ...

Правление Михаила Федоровича.
1) Заключение "вечного мира" с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. 2) Деулинское перемирие (1618 г.), а затем "вечный мир" ...