Посадские люди

Процесс восстановления, возрожде­ния затронул после Смуты и ремесло, промышленность, тор­говлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень круп­ные и решительные по масштабам, но весьма заметные.

К середине столетия в стране числилось более 250 горо­дов, а дворов в них, пo неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.[11]

Крупные города располагались на важных торговых пу­тях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Ка­зань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Вели­кий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчиты­валось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволж­ских уездах), но и в них постепенно появились посады - предместья, населенные торгово-ремесленным людом.

Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю тор­говцев и ремесленников в общем количестве жителей Рос­сии, они играли весьма существенную роль в ее хозяйствен­ной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производ­ства, торговых операций - Москва. Здесь в 40-е годы рабо­тали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового дела (примерно l00 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и го­ловных уборов, много другого - всего, что нужно большому многолюдному городу.[12]

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ре­месленников работала на государство, казну. Часть ремес­ленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленни­ки). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и плати­ли налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремес­ленники из посадских тяглецов от работы по

заказу потреби­теля зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появи­лась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, ко­тельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гуже­вом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональ­ной, территориальной специализации вносит большое ожив­ление в

хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и

их округами. Именно к XVII

в. относится начало кон­центрации местных рынков, складывания на их основе все­российского рынка. Гости и

другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В

годы Смуты и

после нее они не раз ссужали власти деньга­ми.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников за­правляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и

повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «мень­

шими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в по­вседневной жизни городов, особенно во время городских вос­станий и гражданских войн «бунташного века».

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, при­надлежавших боярам, патриарху и прочим

иерархам, мона­стырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и

пр. Занима­лись они, помимо обслуживания владельцев,

и торговлей, ремеслами. Причем, в

отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в

пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и

монастырям людей, в данном случае - ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Посадские люди на Земских соборах, в челобитных тре­бовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и тор­говлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

Борьба за освобождение. Минин и Пожарский.
Трагические дни наступили для Русского государства. Правительство семи бояр, ставших польскими марионетками, не помышляло об отпоре врагу. На борьбу за освобождение родины поднялся народ. В Рязани под руководством Прокопия Ляпунова из дворян, посадских людей и казаков сформировалось Первое ополчение. Весной 1611 г. оно подошло к Москве ...

Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция
Главным врагом философии Вико был рационализм в его классической форме, выработанной еще в XVII веке Декартом. Вико иронически относится к тайной мудрости философов, он больше уважает государственную мудрость политических деятелей, но выше всего ставит простонародную мудрость массы людей, которая своими руками творит историю, творит ее ...

Генетические истоки княжеской власти в индоевропейский период
В начале первой главы, Свердлов разделяет историков, изучающих средневековую Русь на два типа: те, кто ведут свое исследование путем отслеживания фактов и процессов, информация о которых содержится в письменных источниках (начинают историю Руси с 862 года – призвание варягов) и те, кто прослеживает генетические процессы становления Руси ...