Посадские люди

Процесс восстановления, возрожде­ния затронул после Смуты и ремесло, промышленность, тор­говлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень круп­ные и решительные по масштабам, но весьма заметные.

К середине столетия в стране числилось более 250 горо­дов, а дворов в них, пo неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.[11]

Крупные города располагались на важных торговых пу­тях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Ка­зань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Вели­кий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчиты­валось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволж­ских уездах), но и в них постепенно появились посады - предместья, населенные торгово-ремесленным людом.

Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю тор­говцев и ремесленников в общем количестве жителей Рос­сии, они играли весьма существенную роль в ее хозяйствен­ной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производ­ства, торговых операций - Москва. Здесь в 40-е годы рабо­тали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового дела (примерно l00 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и го­ловных уборов, много другого - всего, что нужно большому многолюдному городу.[12]

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ре­месленников работала на государство, казну. Часть ремес­ленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленни­ки). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и плати­ли налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремес­ленники из посадских тяглецов от работы по

заказу потреби­теля зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появи­лась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, ко­тельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гуже­вом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональ­ной, территориальной специализации вносит большое ожив­ление в

хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и

их округами. Именно к XVII

в. относится начало кон­центрации местных рынков, складывания на их основе все­российского рынка. Гости и

другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В

годы Смуты и

после нее они не раз ссужали власти деньга­ми.

Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников за­правляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и

повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «мень­

шими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в по­вседневной жизни городов, особенно во время городских вос­станий и гражданских войн «бунташного века».

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, при­надлежавших боярам, патриарху и прочим

иерархам, мона­стырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и

пр. Занима­лись они, помимо обслуживания владельцев,

и торговлей, ремеслами. Причем, в

отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в

пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и

монастырям людей, в данном случае - ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Посадские люди на Земских соборах, в челобитных тре­бовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и тор­говлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.

Обзор источников и литературы
В российской, белорусской и западной исторической науке проблемы политики Франции нашли определенное отражение. К тому же расширяющийся информационный обмен между государствами пространства и «заграницей», доступ к иностранным источникам и литературе по тематике способствуют появлению в России и Беларуси исследований социальной политики ...

Непоследовательность экономической политики
Завершение гражданской войны, протекционистские меры правительства, проведение аграрной реформы помогли преодолеть депрессивное состояние рынка. Дальнейшее развитие рыночных отношений способствовало быстрому восстановлению народного хозяйства, вовлечению в производство трудовых ресурсов, росту благосостояния. Именно рыночный механизм в ...

Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.
Эпохой Просвещения или Веком разума принято называть период истории Европы с 1650 года по 1750 год, во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция. Эта эпоха связана с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.М. Мабли, К.А. Гельвеция, П. ...