Русская эмиграция в Югославии в первой половине 20-ых гг. XX в.Страница 1
С окончанием мировой войны возникшее на Балканах Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г.— Югославия) стало притягательным местом для беженцев из России, где в это время протекала гражданская война. Многие из них надеялись, что в братской славянской стране они смогут в относительно благоприятных условиях переждать смутные времена. Правительство королевства не препятствовало (а позже и активно содействовало) вселению российских беженцев.
В течение 1919 г. на территорию королевства въехали несколько сот беженцев из России. Их приемом и размещением занимались Российская дипломатическая миссия в Белграде во главе с посланником В. Н. Штрандтманом и МВД. Частично заботу об устройстве брала на себя общественная благотворительная организация Русско-югославянский комитет. Всяческое содействие беженцам оказывали королевский двор, правительство, Сербская православная церковь. Так, к примеру, летом 1919 г. правительство предоставило российским беженцам право льготного размена русских денег на местную валюту. При этом размен не был регламентирован какими-либо правилами и являлся неограниченным[1].
В 1920 г. в из-за продолжающейся гражданской войны эмиграция российских граждан в Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС) продолжилась. Большая их часть прибывала в КСХС в ходе организованных эвакуации. В январе 1920 г., после поражения деникинской армии, из Новороссийска в королевство были эвакуированы около 8,5 тыс. человек. Они содержались на средства королевского правительства. Позже их стали называть беженцами «сербской» эвакуации. Около 3 тыс. новороссийских беженцев первоначально были эвакуированы англичанами на острова Эгейского моря, а в марте 1920 г. около 2,5 тыс. человек из них перевезены в королевство[2]. В течение лета и осени 1920 г. продолжался въезд новых групп по отдельным визам. Большая их часть прибывала в королевство через Салоники, Пирот и Гевгели, меньшая — через территории Румынии и Венгрии[3].
В связи со значительным увеличением численности беженцев в январе 1920 г. были созданы специальные организации для руководства их приемом и расселением. 21 января 1920 г. приказом генерала Деникина учреждалась особая должность главноуполномоченного (с 1 мая 1920 г.— правительственного уполномоченного) по устройству русских беженцев в королевстве. Через месяц в Белграде начало действовать Управление (Канцелярия) главноуполномоченного, в составе нескольких отделов: финансового, школьного, почтового, труда и др.
24 января того же года югославское правительство сформировало из представителей различных государственных ведомств, соприкасавшихся с вопросами помощи российским беженцам, Государственный комитет по приему и устройству русских беженцев, который должен был проводить государственную политику по отношению к российским беженцам путем координации деятельности государственных учреждений и российских беженских организаций. Весной 1920 г. в Белграде открыли свои представительства Российское общество Красного Креста (РОКК), Всероссийский земский союз (ВЗС) и Всероссийский союз городов (ВСГ). В феврале 1921 г. в Париже создан был Российский земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей (Земгор). Вскоре филиалы Земгора появились и в тех странах, куда эмигрировали русские граждане, в том числе и в Югославии[4].
Русские беженцы могли пользоваться правом свободного выбора места жительства и льготного (а часто и вовсе бесплатного) проезда на железнодорожном транспорте. Это привело весной и летом 1920 г. к чрезмерному скоплению беженцев в Белграде, Земуне, Сараево, Загребе и других крупных административных центрах и вызвало недовольство как местных властей, так и части общественности, что вынудило правительство ввести для российских граждан некоторые ограничения свободного передвижения по стране и выбора места жительства. Кроме того, в связи с увеличением численности российских беженцев возрос спрос на деньги, выделяемые правительством для льготного размена. В марте 1920 г. он был ограничен 1 тыс. руб. на одного человека в месяц и производился из расчета 600 дин. за 1 тыс. руб. В мае того же года правительство ограничило денежную помощь российским беженцам ежемесячным отпуском 3 млн. дин. под расписку российского посланника. Контроль за расходованием этих средств возлагался на Государственный Комитет по приему и устройству русских беженцев[5].
Определенные противоречия возникали и в среде самих беженцев, которые к этому времени насчитывали около 10 тыс. чел. Активизировалась борьба различных групп и политических направлений в среде беженцев, обострились противоречия из-за должностей и льгот. Лишь к осени 1920 г., когда более четко определилась структура управления делами беженцев и сложилась система самоуправления, ситуация стабилизировалась. 22 мая 1920 г. состоялось совещание представителей правительственных и общественных организаций российских беженцев. На совещании было принято решение о распределении между ними отдельных направлений работы: на представительство РОКК возлагалась организация медико-санитарной и продуктовой помощи беженцам, на представительство ВЗС — профессиональная подготовка и трудоустройство, на представительство Всероссийского союза городов — организация школьного образования и помощи детям. Это объясняется в первую очередь тем, что сами беженцы начали понимать нереальность надежд на скорое возвращение в Россию и поэтому искали возможности более прочно обустроиться на новом месте. Правительство оказывало им содействие, предоставляя на определенное время денежную помощь за счет казны.
Степан Разин
Степан Тимофеевич Разин, сын зажиточного казака Тимофея Разина, родился в 1630 году. Было у него два брата: Иван и Фрол. Отец Степана, Тимофей Разин был атаманом донских казаков. Есть предположение, что матерью Степана была молодая турчанка, которую захватил Тимофей в одном из своих походов. Дети научились от матери турецкому языку, лег ...
Выводы
Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее ...
Налоговая политика
Налоговая политика в период НЭПа выполняла две основные функции – экономическую (пополнение бюджета) и политическую (орудие классовой борьбы). В итоге принципы налогообложения носили двойственный характер и сочетали в себе экономические и административные подходы. С населения стали взиматься прямые и косвенные налоги: продналог, промысл ...