Формы федерирования (объединения) республик
3.1 Создание автономий
. Практика федерирования первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.
3.2 Формы автономий
. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:
1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).
3.3 Договорные отношения между республиками.
Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г. - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.
3.4 Дискуссия в РКП (б) по вопросам государственного объединения
. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.
Реформирование румынской государственности (конец
80-х – начала 90-х годов XX века)
Перед непосредственным изучением политической истории Румынии в 1989–2010 годах, представляется необходимым изучить ту ситуацию, которая сложилась в Румынии в 1989 году[1].
Наше изложение начнем с того факта, что Румыния 1989 года – эта страна с экономикой социалистического типа, входящая в состав Организации Варшавского договора с Сов ...
Иван III.
Василий III. Необходимо было, во что бы то ни стало присоединить Новгород. Воспользовавшись тем, что вече Новгорода признало Новгород вассалом Литвы, Иван III в 1471 г. идет войной на него. В битве на р. Шелони новгородцы терпят поражение и вынуждены отказаться от самостоятельной внешней политики. Однако полностью независимость Новгород ...
Оценка причин Крымской
войны. О сложности вопроса о причинах и инициаторах
Крымской войны
Объективная оценка любого исторического события предполагает исследование его первопричины, поэтому задача данного параграфа состоит в попытке рассмотреть генезис вопроса о причинах и инициаторах Крымской войны, который до сих пор является дискуссионным в науке. С точки зрения большинства отечественных исследователей Крымской войны, в ч ...
