История экономического сотрудничества России и СШАСтраница 1
История торгово-экономических отношений России и США насчитывает более 200 лет. К началу XIX в. между ними установились масштабные и устойчивые торговые связи, которые на протяжении целого века развивались по нарастающей. Революция 1917 г. и гражданская война прервали ход развития экономических отношений двух стран и на долгие годы перевели их в политико-идеологическую плоскость. В конце ноября 1917 г. правительство США приняло решение не отгружать в Россию продовольствие и другие товары «пока большевики остаются у власти», и лишь в 1922 г. после стабилизации политической обстановки, под давлением деловых кругов администрация дала разрешение частному бизнесу на торговлю с СССР. Уже к началу 30-х годов он стал самым крупным импортером американского оборудования, что помогло некоторым американским фирмам облегчить тяготы «великой депрессии».
16 ноября 1933 г. в Вашингтоне были установлены дипломатические отношения между СССР и США, а в июле 1935 г. было заключено официальное торговое соглашение на межгосударственном уровне. В августе 1937 г. СССР и США предоставили друг другу на взаимной основе «безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации по всем вопросам, касающимся таможенных пошлин, сборов, правил и формальностей, имеющих отношение к ввозу, продаже и использованию товаров». Прямым следствием этого стал выход США на первое место по объему экспорта в СССР. Накануне войны с Германией СССР осуществлял на американском рынке почти треть своих закупок по импорту. В апреле 1942 г. США и СССР заключили соглашение о лендлизе, общая сумма поставок по которому составила 9,8 млрд. дол.
Как известно, в советской американистике бытовала устойчивая точка зрения, что дипломатическое признание Белым домом Советского Союза было следствием заинтересованности деловых кругов США в расширении рынков сбыта американской продукции в условиях глубокого экономического кризиса. Действительно, экономический кризис, разразившийся в конце 20-х годов, оказался для Америки одним из наиболее разрушительных и гораздо более длительным, чем для большинства европейских стран. Однако если проанализировать объем, структуру и динамику торгово-экономических отношений нашей страны с США, то оказывается, что по большинству показателей товарооборот даже в середине 30-х годов не превышал уровня предкризисного периода. Причины тому различны, но главная состоит в том, что особенности подходов США к СССР всегда определялись преимущественно политическими соображениями, и главным побудительным мотивом к установлению дипотношений между нашими странами был новый баланс сил, который складывался в Европе и в конечном счете привел ко Второй мировой войне.
В послевоенный период двусторонние отношения вновь начали обостряться. В конце 1947 г. правительство США запретило поставки технологического оборудования в СССР. В 1949 г. была введена система лицензирования экспорта в Европу и создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). В 1951 г. появился закон «О контроле над помощью в целях взаимной обороны», известный как закон Бэтла. И, наконец, было денонсировано торговое соглашение 1937 г. Только в 70-х годах, в период разрядки, начался процесс нормализации, в результате которого в октябре 1972 г. было заключено торговое соглашение, предусматривавшее предоставление режима наибольшего благоприятствования и отказ от дискриминации в торговых отношениях. Была достигнута договоренность об урегулировании расчетов по лендлизу, подписано соглашение о взаимном предоставлении кредитов. В 1974 г. стороны заключили долгосрочное соглашение о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между двумя странами. Успешно начали свою деятельность совместная межправительственная советско-американская комиссия по вопросам торговли, созданная в 1972 г., и Американо-советский торгово-экономический совет (АСТЭС), учрежденный деловыми кругами двух стран год спустя. Суммарный товарооборот за период 1971-1975 гг. превысил 5,4 млрд. дол. (в 8 раз больше, чем в предыдущее пятилетие).
Преобразования в деле судопроизводства
Сознавая , что неэффективное управление может угрожать международному положению государства , Павел I придавал большое значение политической централизации и бюрократической рационализации . При этом он уделял особое внимание центральным органам , которые с петровских времен находились под руководством коллегий . Организационная структу ...
Федор Матвеевич Апраксин
О сподвижнике Петра I, Федоре Матвеевиче Апраксине, написано немало книг:
● Белавенец П.И. Генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин. Ревель, 1899.
● Верх В.Н. Жизнеописание генерал-адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина. СПб., 1825.
● Дмитриев С.И. Генерал-адмирал граф Ф.М.Апраксин. Сподвижник Петра Великого. 16 ...
Успехи и неудачи аграрной политики.
Малоуспешным оказались, в конечном счете, и преобразования сельского хозяйства. После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в деревне стало выправляться. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954-1958 гг. возросла более чем на треть. Таких темпов прироста колхозы и совхозы не знали ни до, ни после. Это был период наиболь ...