Приложение
Страница 2

На егорьевской неделе прилет ласточкам.

На Егорья запахивают пашню.

Святой Юрий запасает (т. е. начинает пасти) коров, Никола коней.

Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей.

Моленик (каравай) пастуху, крохи - скоту.

Выгоняют в первый раз скотину в поле вербою с вербного воскресенья.

Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

Катаются (т. е. валяются) по нивам, по росе 25. На Марка прилет певчих птиц стаями.28. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком.

МАЙ. Майская трава и голодного кормит.

Май холодный - год плодородный. Коли в мае дождь - будет рожь.

В мае родиться - весь век промаяться.

В мае жениться - век маяться. Рад бы жениться, да май не велит.

1. На Еремея, по ранней росе, иди на посев.

2. Святых Бориса и Глеба - барышдень. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом.

Борис и Глеб сеют хлеб.

3. Мавры - зеленые щи.

5. Ирины рассадницы. Рассаживают рассаду, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь мала, будь велика!»

8. На Ивана Богослова посев пшеницы.

Пекут обетные пироги, на угощение странников и нищих.

9. С Николы вешнего сади картофель.

11. Мокия мокрого. В день Мокия мокро, все лето мокрое.20. Фалалея огуречника.

ИЮНЬ. Конец пролетья, начало лета.8. Гроза на Федора летнего - плохая уборка сена.

Колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть водяная жила,

и судят об этом по степени сырости сковороды.

13. Акулины гречушницы. Гречу сеют либо за неделю, либо после.

Мирская каша для нищей братии. Праздник каш.

23. Аграфены купальницы: начало купанья.

Травы в соку; сбор лечебных трав. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы.

Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями.

24. Ивана Купала, костры; прыгают через купальницкие огни.

Первый покос.

Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев): день ведьм, оборотней, колдунов.

На Ивана Купала, кого побьют, пропало.

27. На Самсона дождь - до бабьего лета мокро.

На Самсона дождь - семь недель дождь.

ИЮЛЬ. Июль - макушка лета, сенозорник, страдник. Не топор кормит мужика, а июльская работа.

1. В день Казанской богоматери начало покоса.

16. Притихают пичужки. На Афиногена пташка задумывается.

19. Коли на Макриду мокро, то страда ненастная.

20. Святой Илья. Пророк Илья зажинает жниво. Первый осенний праздник.

На Илью до обеда лето, после обеда осень.

На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

22. На Марию Магдалину в поле не работают - гроза убьет.

На Марию вынимают цветочные луковицы.

24. Борис и Глеб - поспел хлеб.

25. На Макария Нижегородская ярмарка.

АВГУСТ. В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

1. Первый спас. Авдотьи малиновки, поспевает малина.

На первый спас лошадей купают.

6. Второй спас. Пришел спас - всему час: плоды зреют.

До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Со второго спаса едят яблоки.

Провожают закат солнца в поле с песнями. Осенины.

15 -16. Первый спас - на воде стоят; второй спас - яблоки едят; третий спас - на зеленых горах холсты продают.

Страницы: 1 2 3

Частный сектор в промышленности
В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор – он производил до 20% всей промышленной продукции (1923г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле. Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространен ...

Народные восстания против феодалов и бояр
Трудно жилось народу под властью князей и бояр. Отдавая им огромную дань, многие смерды разорялись и вынуждены были брать заем. Оказавшись должниками, они не могли уйти из села без разрешения феодала и таким образом из вольных превращались в феодально зависимых людей. Очень страдали крестьяне и во время войн. В то время, когда князья и ...

Княжеская власть и новые социально-политические процессы в период политической раздробленности (вторая треть XII – первая треть XIII вв.)
Киев – символ политического, идеологического и церковного единства страны. Во вторую треть XII в. велась ожесточенная борьба между двумя династиями – Мономаховичами и черниговскими Ольговичами за контроль над Киевом. Только князь мог осуществлять верховную административно-судебную и военную власть. Продолжался рост значения городов. К ...