Исторические материалы » Общественное движение в России при Николае I » Общественное движение в России и революция 1848 г.

Общественное движение в России и революция 1848 г.
Страница 2

В русской поземельной общине, социалистический элемент в которой усматривали и петрашевцы, он увидел залог и искомую форму социалистического будущего России. «Русский соци­ализм» как соединение специфических основ русского крестьян­ского быта с западноевропейской наукой — вот форма созданно­го Герценом утопического социализма. Его исходным положе­нием было представление о крестьянской поземельной общине, сохранившейся в России с далеких времен, как о реальной пред­посылке, экономическом основании социалистического будущего России. Это было утопией, так как «русский социализм», так же как и утопический западноевропейский социализм, не мог подняться до понимания всемирно-исторической роли проле­тариата как единственного класса, способного возглавить борь­бу народных масс за социализм и создать условия для его по­строения.

Однако, будучи утопией, «русский», «крестьянский социа­лизм» был в предпролетарскую эпоху наиболее радикальной де­мократической идеологией, выражавшей интересы русского кре­стьянства, стоявшего на пороге буржуазной революции. Герцен нашел в нем теоретическую основу в борьбе за новую Россию. Ознакомление Запада с неизвестным ему миром русской жизни и служение России вольным русским словом — революционной пропагандой — таковы были благородные задачи, которые по­ставил перед собой Герцен, навсегда оставшись за границей.

Революция 1848 г. ускорила процесс идейного формирования будущего вождя русской революционной демократии Н. Г. Чер­нышевского. К мысли «о возможности и близости у нас революрашевцами и особенно с А. В. Ханыковым. «Он показал мне,— записал Чернышевский в дневнике И декабря 1848 г.,— множе­ство элементов возмущения, напр., раскольники, общинное уст­ройство у удельных крестьян, недовольство большей части слу­жащего класса и проч .»

Вращаясь в наиболее радикальных кругах петербургского общества, посещая, в частности, с осени 1849 г. кружок литера­тора и педагога И. И. Введенского, Чернышевский с удовлетво­рением отмечал широкое распространение в кругах демократи­ческой интеллигенции революционных и социалистических идей. Собственный жизненный путь Чернышевский определил для се­бя уже совершенно точно. «Через несколько лет я журналист и предводитель или одно из главных лиц крайней левой сторо­ны .»,— записал он в дневнике в день своего совершеннолетия — 11 июля 1849 г.

«Крайняя левая» — это и есть революционно-демократиче­ское направление, подготовленное идейной борьбой 30—40-х го­дов XIX в.

Отзвуки этой борьбы мы явственно ощущаем в обществен­ном движении и в развитии передовой мысли на Украине, в Прибалтике и в других районах России.

Страницы: 1 2 

Краткий обзор Кавказской войны.
Эта война длилась более сорока пяти лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Под пули горцев шли герои 1812 года во главе с самим Ермоловым. Она продолжалась и когда декабристы готовили государственный переворот, и когда Николай I отправил часть заговорщиков â «теплую Сибирь» - в дейст ...

Историография
О Конституции СССР 1924 года многократно писалось в различного рода изданиях - монографиях, учебниках, отдельных статьях, сборниках документов. Правда, обычно мы имеем дело не со специальными книгами, посвященными проблеме, а с работами более широкого плана. Чаще всего вопросам Конституции уделяется внимание в книгах или главах, говорящ ...

Обувь
Мужчины носят высокие сапоги из черной кожи с отвернутыми голенищами желтого цвета. С костюмом, предназначенным для бала, принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке. Женская обувь в стиле ампир представляет собой удобные остроносые туфельки без каблуков, с неширокими лентами, обвивающими крест-накрест лодыжку. ...