Заключение

Николай I думал уничтожить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно било запретить людям думать, обмениваться мнениями, сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов, центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов. Новое поколение имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало практического жизненного опыта. Поэтому из философских посылок не всегда делались правильные выводы, а за ошибки приходилось дорого расплачиваться.

Западники и славянофилы вошли в историю как "люди сороковых годов" - люди осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Революционные события 1848 года в Европе отозвались в России волной репрессий и усилением цензурного гнета.

После расправы с Петрашевцами, в последние годы царствования Николая 1, общественная жизнь России казалось, совсем замерла. При Николае 1 никто не разрабатывал конституционных проектов, но был основательно поставлен вопрос о правах человека. В 40-е годы движение стало более широким, чем при декабристах. Теперь заметную роль в нем играли разночинцы. Начавшийся этап освободительного движения можно назвать дворянско-разночинским.

"Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения."

А.И.Герцен.

После расправы с декабристами общественное сопротивление было загнано внутрь, и в течение всего николаевского царствования проявлялось публично лишь в форме литературной полемики.

[1] В. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. I. M., 1952, стр. 447.

[2] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй чет­верти XIX в. М., 1958, стр. 51.

[3] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй четверти XIX в., 1958, стр. 53, 57.

[4] «Декабристы и их время». М.— Л., 1951, стр. 232.

[5] Я. Костенецкий. Воспоминания из моей студенческой жизни. «Русский архив», 1887, № 5, стр. 75.

[6] «Литературное наследство», т. 56. М., 1950, стр. 310.

[7] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94.

[8] «Литературное наследство», т. 56, стр. 386.

[9] И. А. Федосов. Указ. соч., стр. 97-98

[10]Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II. М-, 1956, стр. 266.

[11] К. С. Аксаков. Воспоминание студентства 1832—1835 годов. СПб.,1911, стр. 17.

[12] М. К. Лемке. Николаевские жандармы и литература 1826—1855 гг. СПб., 1909, стр. 414.

[13] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XIV. М., 1958, стр. 157.

[14] Н. П. Огарев. Избранные произведения, т. 2. М., 1956, стр. 18.

[15] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XXII М 1961 стр. 103—104.

[16] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.

[17] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. I. M., 1911, стр. 217.

[18] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. Т, М., 1911, стр. 209. 338

[19] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. II. М., 1954, стр. 240.

[20] В. Г. Белинский. Полной собрание сочинений, т. XII. М., 1956, стр. 104.

[21] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. IX. М., 1956, стр.122.

[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. VT, стр. 9.

[23] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.

Сущность монголо-татарского ига
Татаро-монгольское иго — это политическая, экономическая и культурная зависимость Руси от Золотой Орды. Термин «иго» в значении угнетения впервые употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом. В период татаро-монгольского нашествия Русь не стала составной частью Золотой Орды. Завоеванные татарскими войсками русские земли не вошли в состав ...

Крупнейшие земли Руси в эпоху феодальной раздробленности
Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) и Галицко-Волынское княжества Новгородская феодальная республика. Владимиро-Суздальская земля Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистог ...

Достижения украинской культуры в XVIII веке. Просвещение и книгопечатание
Ускорение развития производительных сил на Украине обусловливало необходимость распространения грамотности. Начальное образование, как и прежде, дети казацкой старшины, духовенства, зажиточных мещан получали в школах при церквях и монастырях, высшее в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также новые у ...