Заключение

Николай I думал уничтожить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно било запретить людям думать, обмениваться мнениями, сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов, центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов. Новое поколение имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало практического жизненного опыта. Поэтому из философских посылок не всегда делались правильные выводы, а за ошибки приходилось дорого расплачиваться.

Западники и славянофилы вошли в историю как "люди сороковых годов" - люди осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Революционные события 1848 года в Европе отозвались в России волной репрессий и усилением цензурного гнета.

После расправы с Петрашевцами, в последние годы царствования Николая 1, общественная жизнь России казалось, совсем замерла. При Николае 1 никто не разрабатывал конституционных проектов, но был основательно поставлен вопрос о правах человека. В 40-е годы движение стало более широким, чем при декабристах. Теперь заметную роль в нем играли разночинцы. Начавшийся этап освободительного движения можно назвать дворянско-разночинским.

"Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения."

А.И.Герцен.

После расправы с декабристами общественное сопротивление было загнано внутрь, и в течение всего николаевского царствования проявлялось публично лишь в форме литературной полемики.

[1] В. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. I. M., 1952, стр. 447.

[2] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй чет­верти XIX в. М., 1958, стр. 51.

[3] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй четверти XIX в., 1958, стр. 53, 57.

[4] «Декабристы и их время». М.— Л., 1951, стр. 232.

[5] Я. Костенецкий. Воспоминания из моей студенческой жизни. «Русский архив», 1887, № 5, стр. 75.

[6] «Литературное наследство», т. 56. М., 1950, стр. 310.

[7] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94.

[8] «Литературное наследство», т. 56, стр. 386.

[9] И. А. Федосов. Указ. соч., стр. 97-98

[10]Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II. М-, 1956, стр. 266.

[11] К. С. Аксаков. Воспоминание студентства 1832—1835 годов. СПб.,1911, стр. 17.

[12] М. К. Лемке. Николаевские жандармы и литература 1826—1855 гг. СПб., 1909, стр. 414.

[13] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XIV. М., 1958, стр. 157.

[14] Н. П. Огарев. Избранные произведения, т. 2. М., 1956, стр. 18.

[15] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XXII М 1961 стр. 103—104.

[16] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.

[17] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. I. M., 1911, стр. 217.

[18] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. Т, М., 1911, стр. 209. 338

[19] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. II. М., 1954, стр. 240.

[20] В. Г. Белинский. Полной собрание сочинений, т. XII. М., 1956, стр. 104.

[21] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. IX. М., 1956, стр.122.

[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. VT, стр. 9.

[23] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.

Реорганизация центральных и местных органов управления
В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территори ...

Распад СССР и «парад суверенитетов»
После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отка ...

Начало большого восстания.
Летом 1850 г. Хун Сюцюань призвал своих сторонников со­браться в деревне Цзинь-тянь (тот же Гуйпин) в Гуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. На призыв от­кликнулись примерно 20—30 тыс. человек — мужчины, женщи­ны, дети. Многие, продав все имущество, приходили к тайпинам целыми семьями и даже кланами. Уже на ранней ...