Заключение
Николай I думал уничтожить все ростки вольномыслия в русском обществе. Это не удалось. Трудно било запретить людям думать, обмениваться мнениями, сближаться, имея схожие настроения и мнения. После разгрома декабристов, центр общественного движения переместился из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов. Новое поколение имело хорошую теоретическую подготовку, но ему не хватало практического жизненного опыта. Поэтому из философских посылок не всегда делались правильные выводы, а за ошибки приходилось дорого расплачиваться.
Западники и славянофилы вошли в историю как "люди сороковых годов" - люди осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Революционные события 1848 года в Европе отозвались в России волной репрессий и усилением цензурного гнета.
После расправы с Петрашевцами, в последние годы царствования Николая 1, общественная жизнь России казалось, совсем замерла. При Николае 1 никто не разрабатывал конституционных проектов, но был основательно поставлен вопрос о правах человека. В 40-е годы движение стало более широким, чем при декабристах. Теперь заметную роль в нем играли разночинцы. Начавшийся этап освободительного движения можно назвать дворянско-разночинским.
"Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения."
А.И.Герцен.
После расправы с декабристами общественное сопротивление было загнано внутрь, и в течение всего николаевского царствования проявлялось публично лишь в форме литературной полемики.
[1] В. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. I. M., 1952, стр. 447.
[2] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй четверти XIX в. М., 1958, стр. 51.
[3] И. А. Федосов. Революционное движение в России во второй четверти XIX в., 1958, стр. 53, 57.
[4] «Декабристы и их время». М.— Л., 1951, стр. 232.
[5] Я. Костенецкий. Воспоминания из моей студенческой жизни. «Русский архив», 1887, № 5, стр. 75.
[6] «Литературное наследство», т. 56. М., 1950, стр. 310.
[7] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 94.
[8] «Литературное наследство», т. 56, стр. 386.
[9] И. А. Федосов. Указ. соч., стр. 97-98
[10]Н. П. Огарев. Избранные социально-политические и философские произведения, т. II. М-, 1956, стр. 266.
[11] К. С. Аксаков. Воспоминание студентства 1832—1835 годов. СПб.,1911, стр. 17.
[12] М. К. Лемке. Николаевские жандармы и литература 1826—1855 гг. СПб., 1909, стр. 414.
[13] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XIV. М., 1958, стр. 157.
[14] Н. П. Огарев. Избранные произведения, т. 2. М., 1956, стр. 18.
[15] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. XXII М 1961 стр. 103—104.
[16] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.
[17] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. I. M., 1911, стр. 217.
[18] И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, т. Т, М., 1911, стр. 209. 338
[19] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. II. М., 1954, стр. 240.
[20] В. Г. Белинский. Полной собрание сочинений, т. XII. М., 1956, стр. 104.
[21] А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. IX. М., 1956, стр.122.
[22] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. VT, стр. 9.
[23] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 21, стр. 256.
Военная реформа
Первое, изданное почти в самом начале нового царствования , было Воинский устав, который вводил различные перемены в устройстве всего войска. Они касались преобразования гвардии и переустройства всей армии , в частности пехоты и кавалерии , для которой с учетом опыта Семилетней войны были изданы новые уставы. Ядро армии , пехота , кава ...
Формы и организация культа. Городские культы
Среди прозвищ суверенов имеются такие эпитеты, как «Бог» или «Спаситель», которые, бесспорно, говорят, что эти цари являлись объектом культа. Обзор известных нам эпитетов царей в целом показывает, что культ царя, свидетельством которого они являются, в каждом отдельном случае был институтом только данного города.
Если милетяне принимал ...
Головные уборы
Мужские шляпы этого времени имеют цилиндрическую форму, дугообразные поля. Ширина полей увеличивается очень быстро. Материалом для шляп служат фетр, велюр, войлок. Модной становится английская шляпа со средними полями.
В женских головных уборах преобладали мотивы восточной моды: разной формы тюрбаны, чалмы. Делались они из прозрачных, ...