Степан Разин
Страница 1

Степан Тимофеевич Разин, сын зажиточного казака Тимофея Разина, родился в 1630 году. Было у него два брата: Иван и Фрол. Отец Степана, Тимофей Разин был атаманом донских казаков. Есть предположение, что матерью Степана была молодая турчанка, которую захватил Тимофей в одном из своих походов. Дети научились от матери турецкому языку, легко понимали татарский. Крестной матерью Степана была русская женщина Матрена, по прозвищу Говоруха, а крестным — войсковой атаман Корнила Яковлев. Тимофей Разя умер в 1649 или 1650 г. Вероятно, у него открылись старые раны. Незадолго до смерти он собирался на богомолье в Соловецкий монастырь — место паломничества многих хворых и недужных казаков. Надеялся на исцеление и Тимофей, но отправиться в дальний путь у него уже не было сил.

После смерти отца старшим в семье стал Иван. Гордился им отец: статным вырос большак, видным. У матери-красавицы унаследовал он глаза-уголья, густые кудри, черные брови вразлет. В отца пошел характером: своенравным был Иван, гордым, независимым и таким же, как Тимофей, удалым и бесстрашным

Вполне вероятно, что боевое крещение Иван Разин получил еще подростком под Азовом. Известно, что в защите Азова участвовали и дети казаков. В старинной песне поется:

Возмужав, Иван Разин побывал во многих походах и проявил себя достойным сыном героя Азова. В 1654 г., когда началась война России с Речью Посполитой, Иван Разин возглавил отряд казаков в войске полкового воеводы князя Юрия Долгорукого. Участвовал Иван в самых жарких сражениях, терпеливо переносил все тяготы и лишения военной жизни и лишь с одним не мог смириться — с подчиненным своим положением царскому воеводе. Службу свою считал он вольной, а себя — свободным человеком. Так издавна повелось среди донцов. Ведь само слово «казак», заимствованное из тюркских языков, означает удалец наездник, вольный, ни от кого не зависимый воин. В 1665 г., не испросив у воеводы разрешения, увел Иван Разин свой казачий отряд на Дон, но был настигнут ратными людьми Долгорукого, схвачен и препровожден в полковой стан.

Разбирательство царского воеводы было коротким: со старинными казацкими обычаями он не посчитался и самовольный уход И. Разина с казаками из расположения войск расценил как дезертирство. Последовал приговор — смертная казнь, и Иван Разин в присутствии большого числа казаков был повешен. Возможно, очевидцем казни старшего брата стал и Степан Разин. Во всяком случае расправа с Иваном потрясла его. И он захотел расквитаться с Юрием Долгоруким. На плечи Степана легли заботы о семье.

Однажды Разин побывал в Москве. «Столица поразила Степана многолюдством, сказочной красотой Кремля, бойкой и богатой торговлей, обилием церквей. На улицах и площадях царило оживление, звонили колокола, лихо неслись кареты с вельможными боярами в дорогих шубах, мелькали купеческие возки с товарами, сновали лоточники, продававшие разную горячую пищу. Видел Степан и то, как правит боярская Москва свой суд. На высоком помосте наказывали плетьми провинившихся перед властями: кого — за то, что прилюдно сказал неосторожное слово про царских судей и дьяков, кого — за то, что помешкал снять шапку при появлении патриарха со свитой. На Ивановской площади в Кремле, что рядом с самым высоким в тогдашней Москве строением — колокольней «Иван Великий», постоянно толпился народ. Кто пришел сюда по своим делам в один из приказов, кто — оформить сделку у площадного подьячего, кто послушать новости. Ведь именно здесь бирючи, привлекая внимание толпы ударами литавр, оглашали зычными голосами царские указы. Отсюда и родилась поговорка «Кричать во всю Ивановскую» »(1).

В 1658 г. С. Т. Разин был включен в состав донской станицы, отправленной в Москву. Выбрали именно Степана потому, что к этому времени он уже заработал авторитет. И не только потому, что приходился крестником войсковому атаману Яковлеву, но и благодаря собственным заслугам. От природы с хорошей памятью, он помимо русского знал еще 8 языков. А для правительства это было не маловажно.

По пути в Москву, в Валуйках, Разин заболел и находился в этом городе до середины декабря, пока не выздоровел. Лишь в последние дни года он прибыл в Москву.

«Столица вновь встретила Разина перезвоном колоколов, разноголосой и пестрой толпой, стрельцами с бердышами на плечах, заступавшими в караул. В придворных кругах преобладало тогда настроение приподнятое: по Валиесарскому перемирию со шведами, русские войска вышли к Балтийскому морю. Но, побродив по Москве, Разин увидел, что посадские роптали, волновались и служилые люди: всем досаждали непрерывные поборы и дороговизна, вызванные войной. Степана поразила неумеренная роскошь, в которой жила боярско-дворянская знать: дорогие наряды, заморские вина, ломившиеся от яств столы, десятки слуг, спешивших выполнить любую прихоть господ. Став свидетелем праздного и сытого быта царских сановников, Разин не мог не сравнивать его с полной лишений жизнью казачьей голытьбы, с нищетой посадских низов, с жестокой нуждой изнывавших под крепостным гнетом крестьян»(1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Русь в период феодальной раздробленности. Причины перехода к феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические ...

Научные знания
Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Особое значение для отечественной науки имело открытие Академии наук в Петербурге. (1725 г.) и университета в Москве (1755 г.), где учились сотни выходцев из Украины. Постепенно освобождалась от религиозных пут медицина. Появились первые учебники, где изл ...

Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в. Александр Невский.
Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населённая племенами ливов, ятвягов, эстов и др., оказались во власти немецких царей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики Священной Римской империи папства по подчинению языческих народов ка ...