Исторические материалы » Кабинет Столыпина - результаты деятельности » Вероисповедальные реформы и национальный вопрос

Вероисповедальные реформы и национальный вопрос
Страница 1

Осенью 1906 года на рассмотрение Совета министров был представлен проект, касающийся свободы вероисповеданий. В его основу был положен принцип признания за церковную общину, с присвоением ей соответствующих гражданских прав, любого сообщества не менее 20 человек, которое выразит любые духовные верования, несмотря на то, насколько они схожи с догматами православной религии. Предлагались признание неправославных браков и рождения детей, статуса священников.

Гурко посчитал, что "мера эта давала такой простор всевозможному сектанству, который мог внести глубокую смуту в религиозное сознание народа".[35] Он обратился к обер – прокурору Св. синода Петру Петровичу Извольскому с просьбой воспротивиться осуществлению данного проекта. Но Извольский заявил, что не видит оснований возражать.

Когда приступили к постатейному обсуждению проекта, никто не противился. Гурко выступил с речью, изложив мотивы, по которым не был согласен с данным проектом, который "расшатывает значение православной церкви".[36] Столыпин ответил, что не собирается подрывать значение православной церкви, и уже иначе отнесся к обсуждаемому проекту. Против проекта также высказался и обер – прокурор Святейшего синода. В итоге проект был отвергнут.

Вместо него появился указ 17 октября 1906 года, который конкретизировал указ 17 апреля 1905 года о веротерпимости. В нем были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.

Столыпин понимал, что дискриминация еврейского населения в России устарела, не соответствовала интересам государства, мешала развитию отношений со странами Запада.

В то время было очень много еврейских погромов. В 1905 году большая часть погромов была прямой реакцией на революционные выступления. Для многих людей евреи и революционеры представляли собой одних и тех же людей. Столыпин всегда категорически заявлял о недопущении погромов. При нем после 1907 года их не было.

В начале октября 1906 года после очередного заседания Совета министров и удаления чиновников, Столыпин предложил министрам высказаться по поводу вопроса об отмене в законодательном порядке некоторых ограничений в отношении евреев, которые раздражают еврейское население, питают революцию, вызывают критику России со стороны других стран, но не приносят практической пользы. Большая часть министров не возражала. Коковцов выступил в защиту проекта, т. к. оценивал все проекты с точки зрения их влияния на биржу. Щегловитов высказался, что вместо введения равноправия евреев, нужно приступить к детальному пересмотру существующего законодательства и посмотреть какие из ограничений можно отменить. Государственный контролер Шванебах заметил, что нужно быть осторожными в выборе момента для поднятия еврейского вопроса, так как в истории российского законодательства были случаи, когда этот вопрос пытались разрешить, но это не приводило ни к чему, кроме напрасных ожиданий и разочарований.

Таким образом, первое совещание министров закончилось тем, что " каждое ведомство представит в самый короткий срок перечень ограничений, относящийся к предметам его ведения, с тем, чтобы Совет министров остановился на каждом законодательном постановлении и вынес определенное решение относительно объема желательных и допустимых облегчений".[37]

Работа была исполнена в короткий срок. После нескольких заседаний был предложен к исключению из закона целый ряд ограничений. Между министрами не было существенных разногласий. Прозвучало только два мнения, и то в осторожной форме. Извольский высказался, что намеченных льгот недостаточно и было бы лучше снять все ограничения. А Шванебах, наоборот, говорил, что льгот слишком много и следовало бы идти небольшими шагами к конечной цели – равноправию евреев.

Страницы: 1 2 3 4

Единовластие Владимира Святославовича
Владимир Святославович продемонстрировал себя как мужественный, решительный человек, который может подчинить своей воле все для достижения цели. После устранения своего брата Ярополка он воссел на его престол. Высший слой государственного управления комплектовался из наиболее доверенных к князю лиц и родственников. Единовластие в Русск ...

Выводы
История почты представляет самостоятельный интерес как таковая. В работе почтовой связи ещё остается много неизвестных страниц, сохранились миллионы старых конвертов, представляющих собой обширное поле для исследования. Исторически почта возникла для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений ...

XIX век
В XIX столетии развитие почты в Российской империи, включая Украину, претерпело существенные изменения. Так, в 1827 году были устроены почт-дилижансы для перевозки почты и пассажиров по белорусскому тракту от Санкт-Петербурга через Могилёв, Киев и Житомир до Радзивилова. С 1852 года было открыто регулярное движение почтово-пассажирских ...