Исторические материалы » Древний Рим » Литература и искусство. Римская драма и поэзия

Литература и искусство. Римская драма и поэзия
Страница 2

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных.

Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, - справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

Страницы: 1 2 3

Становление двоевластия
27 февраля в Петрограде по инициативе различных рабочих групп, социал-демократической фракции Государственной думы был создан орган власти – Совет рабочих депутатов (Петросовет). Помимо Петросовета в стране возникло свыше 600 Советов, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Преобладали в советах меньшевик ...

Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...

Февральская революция 1917 г. в России. Предпосылки революции.
Экономические. К 1917 г. в России не были решены задачи капиталистической модернизации. хозяйстве и промышленности, в России сложилась многоукладная экономик, было крайне неравномерное развитие по районам и отраслям хозяйства. Государство продолжало опекать целые отрасли промышленного производства, сдерживало развитие предпринимательств ...