Исторические материалы » Аравия в раннее средневековье. Социально-экономические отношения

Аравия в раннее средневековье. Социально-экономические отношения
Страница 3

Хотя социально-экономической основой кочевого хозяйства была частная собственность на скот и коллективная собственность на пастбища, доля каждого члена племени в коллективном пастбище была пропорциональна поголовью скота, которым он владел. Коллективная собственность отнюдь не означала равного пользования пастбищами.

Арабские историки IX в. Я'куби и Балазури сообщают о случаях, когда внутри племен, занимавших общие территории, отдельные члены имели в частной собственности участки пастбищных земель. Эти участки были изъяты из общего пользования, но в то же время их владельцы, которые в основном принадлежали к племенной или родовой верхушке, сохраняли за собой право пользования и общеплеменными пастбищами.

О значительной степени разложения первобытно - общинных отношений свидетельствует факт, когда отдельные члены племени захватывали земли вне своего рода и племени, теряя связи с ним. Однако племя и род оставляли за ушедшими семьями право возвращения.

Глава племени выбирался обычно из богатого рода или семьи. Считалось общепринятым, чтобы в случае необходимости состоятельный вождь мог оказать материальную помощь обедневшим соплеменникам.

О далеко зашедшем процессе разложения родоплеменных отношений свидетельствует возможность нанимать в свои ополчения воинов из разных племен, появление особой прослойки арабов-бродяг, которые потеряли всякие связи со своими родами и племенами и с готовностью присоединялись к любому военному вождю независимо от его племенной принадлежности. Некоторые из бродяг иногда становились разбойниками и совершали набеги в одиночку на бедуинские стоянки.

Внутри племен и родов таким образом возникли новые социальные слои. Власть и влияние их покоились не только на старшинстве в роде или на военном превосходстве, но и на количестве находящихся в их собственности скота и пастбищных земель.

С другой стороны, рядовые члены племени, жившие в условиях постоянной нужды, попадали в экономическую зависимость от богатых семей и были принуждены работать на них, выполняли различные повинности.

Во время войны обедневшие члены племен и родов составляли, массу рядовых воинов. При дележе военной добычи лучшая и большая часть доставалась военачальникам, представителям богатых родов и семей.

Изъятие части земель из общего владения, установление исключительного права отдельных семей на эти земли происходило в условиях острого социального конфликта. В отдельных случаях дело кончалось убийством представителей верхушки племен. Арабский ученый Аль-Маварди (XI в.) писал, что шейх Кулайб присвоил себе землю, пользовался пастбищами, принадлежавшими племени, и это обстоятельство стало «причиной его убийства».

Верхушка племен стремилась укрепить право на захваченную землю и прочую собственность и удержать за собой власть.

Однако не хватало « .только одного: учреждения, которое не только ограждало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя . но и приложило бы печать всеобщего общественного признания к развивающимся одна за другой новым формам приобретения собственности». В арабском обществе стали проявляться тенденции к созданию такой устойчивой организации, к прекращению межплеменных столкновений и улаживанию конфликтов мирным путем. Хотя необходимо отметить, что периодические набеги сулили арабам не только добычу, но главным образом выкуп, который можно было получить за пленных.

Межплеменные войны иногда длились по нескольку месяцев, иногда десятилетиями, они имели следствием угон скота, уничтожение посевов, пальмовых насаждений, разрушение жилищ, уносили много жизней. Поэтому в практике межплеменных отношений были часты случаи, когда племена, которым грозила война, улаживали дела подарками или выкупом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прикрепление к тяглу крестьян-старожильцев.
Уже в удельное время, как сказано выше, князья уговаривались между собой не перезывать и не принимать друг от друга людей, которые «потягли к сотцкому», тяглых или письменных, но «блюсти их всем с одного». Точно также еще в удельное время князья запрещали переход из черных, т. е. государственных, волостей в частные вотчины. Так, наприме ...

Социокультурное развитие городов России в отечественной историографии. Историки о социокультурном облике горожан
Удельный вес горожан во всем населении оставался относительно невысоким. При этом на протяжении второй половины 60–80х гг. XIX в. происходило даже понижение доли городского населения и только с 90-х гг. отмечается его рост[45]. К концу XIX в., по данным народной переписи 1897 г., в Европейской России городские жители составляли 13% все ...

Отношения с освободившимися странами
Глава вторая об отношениях с освободившимися странами занимает то же место, что и в докладе 25 съезда КПСС. Вначале сразу бросается небольшое отличие. Здесь предпринята попытка анализа постколониального развития некоторых стран. Анализ включает в себя: 1. Освободившиеся страны идут по разным путям развития: по социалистическому и капит ...