Исторические материалы » Аравия в раннее средневековье. Социально-экономические отношения

Аравия в раннее средневековье. Социально-экономические отношения
Страница 1

В результате тесных и регулярных экономических связей кочевников с оседлым населением Аравийский полуостров представлял собой единый экономический организм.

При ограниченности площадей обрабатываемых земель в произведениях кочевого хозяйства нуждалось оседлое население и, наоборот, кочевники не могли существовать исключительно за счет продукции собственного хозяйства. В Аравии объективно сложилась взаимная заинтересованность оседлых и кочевников в развитии производства и обмена. Ухудшение условий жизни и труда оседлой части общества, войны, нашествия,- чрезвычайные поборы и тяжелые повинности неблагоприятно отражались и на положении кочевников, которые в мирной обстановке имели возможность удовлетворить свои нужды путем обмена. Эта взаимная заинтересованность создавала условия относительного равновесия, в котором находились оседлая и кочевая части арабского общества. Кроме того, кочевники здесь не были чуждым и пришлым элементом: и оседлые, и кочевники входили в целом в единую этническую и языковую общность.

Подвижность населения, постоянные взаимные контакты способствовали складыванию единого языка, понятного всем племенам.

По степени интенсивности процессов классообразования и развития раннеклассовых отношений Аравийский полуостров можно разделить на несколько регионов: Южная Аравия, Юго-Западные районы, Центральная и Северная Аравия. В Северной Аравии, где основное население составляли кочевники и полукочевники, социальное расслоение проходило более замедленными темпами.

Социальный и профессиональный состав доисламской Аравии открывает многообразие общественных связей, разные уровни господства и подчинения, степени разделения труда в обществе. Различные социальные группы отличались друг от друга отношением к средствам, производства, по месту в общественном производстве, по доле и способам присвоения общественного продукта, по степени свободы и зависимости.

В городах сложились профессиональные группы не только ремесленников, купцов, специализировавшихся на производстве и продаже определенных товаров, но и людей, занимавшихся так называемыми свободными профессиями: певцов и певиц, танцовщиков, музыкантов, лекарей и т. д.

Наиболее интенсивно процессы классообразования и развития раннефеодальных отношений проходили в Южной и Юго-Западной Аравии — в регионах, где население занималось главным образом оседлым земледелием и где в древности сравнительно широкое распространение получило рабство.

Если в древнем обществе земельная собственность общин на пахотные земли была ведущей, то в раннее средневековье она уступила место частному владению. Давно прекратились периодические переделы пахотных земель, на границах владений появились межевые знаки, часто с указанием имени владельца, размера площади и выращиваемых культур.

Издавна в частном владении находились пальмовые плантации. Известно о существовании обширных частных владений городской верхушки в оазисах. Существовала и родовая собственность знати на земли, рабов и оросительные сооружения. Общинная собственность сохранялась на воду, пастбища и выгоны, места заготовки дров, полезные ископаемые, соляные копи, серебряные рудники. Земледельческое население было объединено в сельские территориальные общины — ша'бы, кочевники и полукочевники в племена — каба'ил, В течение веков выделилась верхушка общин, сосредоточившая в своих руках крупные земельные владения. Владения знати обрабатывали рядовые члены общин на условиях издольной аренды.

Представители знати командовали ополчением общин, организовывали работы по ремонту оросительных систем, строительству крепостей. Они играли значительную роль в политической жизни Йемена.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...

Земский собор и воцарение династии Романовых.
Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России (вторая половина XVI - XVII вв.), имевшие законосовещательный характер. Рассматривали важнейшие государственные вопросы. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании нового царя. Можно сказать, что он явился в некотором роде ...

Водоснабжение Гезлёва. История изучения.
Средневековая система водоснабжения города ещё мало изучена. Если его наземные настройки можно найти на планах 18 в., в архивных данных материалах и описаниях путешественников, то скрытые в земле гидротехнические коммуникации прослеживаются только археологически. Наземные гидротехнические сооружения упоминаются в описаниях города 17-18 ...