Аравия в раннее средневековье. Социально-экономические отношенияСтраница 6
О процессе разложения родоплеменных отношений свидетельствуют и изменения в семейно-брачных отношениях. На место экзогамии постепенно приходят эндогамные браки, когда выкуп за невесту остается в своем кровнородственном коллективе. Однако утверждение эндогамии проходило в земледельческих племенах интенсивнее, чем в кочевых, и индивидуальная семья не окончательно обособилась как хозяйственная единица.
В связи с этими обстоятельствами в племенах Аравии не было единого принципа наследования имущества.
Согласно древнеарабской традиции наследовал только тот, кто был способен ездить верхом, владеть копьем, защищать свое имущество и захватывать добычу. При этом преимущество отдавалось старшему по возрасту. Если не было прямых наследников, имущество передавалось братьям покойного, и только после них право на наследство могли предъявить остальные члены кровнородственного коллектива.
Господство отцовского права лишало женщину прав наследования. Однако в Аравии были часты случаи, когда женщины наследовали отцам, мужьям.
В источниках упоминается имя человека, который впервые в доисламской Аравии включил дочь в число наследников и выделил ей долю вдвое меньше, чем каждому из сыновей. Известны были богатые вдовы, которые унаследовали имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и ростовщические операции.
Тем не менее этот новый порядок наследования встречал сопротивление со стороны родственников по мужской линии. Нередко они, став опекунами малолетних сирот, посягали на их имущество.
Одним из средств сохранения богатства в данной семье выступала практика левирата, когда любой из наследников мог занять место покойного мужа без вторичной выплаты калыма родственникам женщины.
Обособление индивидуальной семьи как единицы хозяйствования я накопление богатства наиболее отчетливо происходят среди земледельческого населения Аравии и торгового населения городов.
Официально-охранительная теория
Это направление получило разработку в рудах самой Екатерины II. В публистическом сочинении «Антитод» написанном в полемике с французским автором Шаппом д’Отрошем, утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II не собирается менять порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно. Концепция «Антитода» получила в XI ...
Наука
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катана (IIв. до н.э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные ...
Кружек Н. В. Станкевича
В то время как в герценовском кружке теоретические искания были неотделимы от стремления к активной политической деятельности, в другом студенческом объединении, сыгравшем видную роль в идейной жизни 30-х годов,— кружке Н. В. Станкевича — вопросы революционной практики не поднимались.
На основе «Дружеского общества», организованного в ...