Самая неизвестная?
Страница 2

На вопрос «Сказываются ли последствия этой войны сегодня и если да, то как?» не смогли ответвить 28 % респондентов из первой группы и 8 % из второй. Соответственно 2 % и 0,5 % ответили «не сказываются», а 18 % и 12,5 % сочли, что сказываются, хотя и не смогли сказать как. Это отражает, безусловно, воспринятое еще в школе и перешедшее на уровне массового сознания убеждение, что ничто в истории не проходит бесследно. Остальные респонденты смогли назвать значительное число сегодняшних последствий Кавказской войны, которые образовали 5 групп: Россия вынуждена сегодня решать запутанные национально -территориально - религиозные проблемы на Кавказе (8 % и 26,5 %); к русским на Кавказе и в Закавказье относятся неприязненно или с ненавистью (12 % и 32,5 %); на Кавказе возобновилась война (16,5 % и 40,5 %); на Кавказе возникли проблемы с казачеством (8,5 % и 12,5 %); «лица кавказской национальности» не считаются официально в России иностранцами, «заполнили Россию» и вносят весомый вклад в рост преступности (26,5 % и 8 %).

Просто в тупик поставили многих респондентов вопрос «Отразилась ли кавказская война на культурном развитии России и если да, то как?». 40 % молодежи и 27,5 % респондентов старше 35 лет не смогли ответить на этот вопрос. Соответственно 5 % и 2 % сочли, что «не отразилась», а 16 % и 11,5 % ответили, что отразилась, но не смогли конкретизировать как. Объяснение здесь аналогично объяснению соответствующих ответов на предыдущий вопрос. Но и те кто смог что-то сказать о влиянии Кавказской войны на культурное развитие России, оказались в состоянии назвать лишь незначительное число последствий: отражение Кавказской войны в русской литературе (в творчестве Пушкина, Лермонтова, Л. Толстого и др.) - 21 % и 41,5 %; воздействие на костюм («черкеска») и образ жизни казачества - 8,5 % и 21,5 %; воздействие на музыку («лезгинка») - 3 % и 18 %. И это - все.

Наконец, надо сказать еще об одной категории респондентов. Несмотря на то, что в тексте опроса дважды ясно говорилось о Кавказской войне, 18 % молодежи и 8 % респондентов старше 35 лет перепутали ее с другими войнами - в основном с Крымской, реже - с какой-либо из русско-турецких или с другими. Соответственно они давали более или менее верные ответы о времени, месте, исторических персонажах, последствиях и т.д. этих войн. Таким образом последствиями Кавказской войны становились освобождение Болгарии от османского ига, реформа 1861 года и т.д. Один респондент (студент-юрист, 22 года) дал просто блестящие и полные ответы на все вопросы, но, к сожалению, счел, что Кавказская война - это боевые действия на Кавказском фронте в ходе первой мировой войны.

В какой-то степени скудные знания о Кавказской войне разъясняют ответы на вопрос «Интересовала ли Вас когда-либо эта тема?». Лишь 4 % респондентов старше 35 лет ответили «да», а среди молодежи таких не было вовсе!

Суммируя результаты опроса, можно сделать два основных вывода: во-первых уровень у гуманитариев историков прогрессивно падает с уменьшением их возраста, а у студентов , получивших школьное образование в основном уже после начала «перестройки», просто стремится к нулю. У молодежи также, чем дальше, тем больше наблюдается сближение уровня исторических знаний по признаку пола. Отчасти, конечно, такие результаты можно объяснить тем, что у респондентов старше 35 лет было больше времени и возможностей для накопления знаний, но узкая специфика темы дает возможность также заподозрить наличие прогрессирующего упадка в области преподавания истории в стране.

Второй вывод: несмотря на свою исключительную длительность, Кавказская война оказалась одной из наименее известных войн, которые вела Россия. Общий уровень знаний о ней чрезвычайно низок даже у гуманитариев. Вообще тот факт, что в среднем 38 % молодежи и 21 % лиц старше 35 лет не могли ничего рассказать об этой войне, а еще у 18 % и 8 % она замещена в сознании другими войнами (Крымской и т.д.), позволяет характеризовать Кавказскую войну как самую неизвестную войну. Это особенно печально и тревожно, учитывая острую политическую и военную ситуацию на Кавказе сегодня.

Страницы: 1 2 

А была ли такая идеология на Северо - Западном Кавказе?
По мнению М. Блиева мюридизм в более слабой форме, но был. Магомед-Эмин насаждал там шариат. Там в большей степени, нежели на Западном Кавказе, сохранялось влияние язычества, отчасти христианства. Да и сами боевые действия начались позднее, с созданием черкесского государства. А набеговая система существовала аж с XVI века, а к XVIII ве ...

Социально-политический кризис
Осенью и зимой 1916-1917 гг. революционные и оппозиционные настроения вылились в общенациональный кризис. В Государственной думе и либеральной печати все резче раздавалась критика в адрес царского правительства. Раздавались требования создания правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой, а не перед царем. На второй се ...

Князь Ярослав и эволюция княжеской власти в 1019–1054 гг.
Киев сохранил значение политического и идеологического центра Русского государства. В 1024–1036 гг. династический конфликт между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом. Мстислав вокняжился в Чернигове [ПВЛ. 1996. С. 64 – 65]. Ярослав потерпел поражение, был заключен Городецкий мир. По этому миру, Ярослав остается владеть Киевом и Нов ...