Введение
Страница 1

В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады, то есть в 50 - е гг. ХVI в

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время царя Ивана IV (позже получившего прозвище «Грозный). Среди них были: митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х гг., священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.

К началу 1549 г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в.

В состав Избранной рады входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый, печатник Н.А. Фунтиков и другие. Кроме них в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, И. В.Шереметев, А.И.Курбский.

Основные шаги и направления деятельности Избранной рады:

а) созыв Земских и церковных соборов;

б) создание центральных органов государственного управления — приказов;

в) Судебник 1550 г.;

г) частичное ограничение местничества в 1550 г.;

д) Уложение о службе 1555—1556 гг.;

е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы;

ж) ограничение церковного землевладения.

Целью

данной работы является: рассмотреть реформы центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в.

Исходя из цели были определены задачи:

1) выявить значение созыва Земского собора 1549 г. для реформирования органов государственной власти;

2) рассмотреть роль Судебника 1550 г. в реформировании центральных и местных органов власти;

3) показать сущность реформ центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в. ( появление приказов, губная и земская реформы).

Изучение опыта государственного реформирования страны в различные эпохи при различных режимах является актуальным,

особенно для государственного служащего, так как позволяет увидеть исторические закономерности процесса реформирования в нашей стране, понять причины удач и ошибок тех или иных реформ, извлечь для себя определённые уроки. Следовательно, изучение опыта реформ имеет также и практическую значимость.

Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства А. Ф. Адашева в 1549— 1560 гг., поэтому изучение данных реформ представляет для меня особый интерес

.

Об эпохе Ивана Грозного написано немало. Зачастую деятельность его рассматривалась однозначно. Царь изображался тираном, психически неполноценным, приведшим страну разорению и социально-политическому кризису.

Но уже в трудах С. М. Соловьева[1] и С. Ф. Платонова [2] были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Страницы: 1 2

Законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина.
Взятие Бастилии привело к уничтожению абсолютизма и утверждению конституционной монархии во Франции. Власть в столице захватила крупная буржуазия, и ее представители возглавили парижский муниципалитет. Ж. Бшш был назначен мэром Парижа. К крупной буржуазии примкнули представители либерального дворянства. Начальником Национальной гвардии ...

Кружек Н. В. Станкевича
В то время как в герценовском кружке теоретические искания были неотделимы от стремления к активной политической деятельности, в другом студенческом объединении, сыгравшем видную роль в идейной жизни 30-х годов,— кружке Н. В. Станкевича — вопросы революционной практики не поднимались. На основе «Дружеского общества», организованного в ...

Особенности социального призрения отдельных категорий населения. Развитие государственной системы помощи детям
Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с не ...