Введение
Страница 1

В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады, то есть в 50 - е гг. ХVI в

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время царя Ивана IV (позже получившего прозвище «Грозный). Среди них были: митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х гг., священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.

К началу 1549 г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в.

В состав Избранной рады входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый, печатник Н.А. Фунтиков и другие. Кроме них в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, И. В.Шереметев, А.И.Курбский.

Основные шаги и направления деятельности Избранной рады:

а) созыв Земских и церковных соборов;

б) создание центральных органов государственного управления — приказов;

в) Судебник 1550 г.;

г) частичное ограничение местничества в 1550 г.;

д) Уложение о службе 1555—1556 гг.;

е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы;

ж) ограничение церковного землевладения.

Целью

данной работы является: рассмотреть реформы центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в.

Исходя из цели были определены задачи:

1) выявить значение созыва Земского собора 1549 г. для реформирования органов государственной власти;

2) рассмотреть роль Судебника 1550 г. в реформировании центральных и местных органов власти;

3) показать сущность реформ центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в. ( появление приказов, губная и земская реформы).

Изучение опыта государственного реформирования страны в различные эпохи при различных режимах является актуальным,

особенно для государственного служащего, так как позволяет увидеть исторические закономерности процесса реформирования в нашей стране, понять причины удач и ошибок тех или иных реформ, извлечь для себя определённые уроки. Следовательно, изучение опыта реформ имеет также и практическую значимость.

Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства А. Ф. Адашева в 1549— 1560 гг., поэтому изучение данных реформ представляет для меня особый интерес

.

Об эпохе Ивана Грозного написано немало. Зачастую деятельность его рассматривалась однозначно. Царь изображался тираном, психически неполноценным, приведшим страну разорению и социально-политическому кризису.

Но уже в трудах С. М. Соловьева[1] и С. Ф. Платонова [2] были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Страницы: 1 2

Окончание голода в 1948-1949 годах
Так завершился злосчастный 1947 г., но с ним не закончились людские страдания. И хотя 1948 г. был легче, в ряде мест Союза голодание достигало роковой черты. Весной и летом 1948 г. участились случаи заболевания людей дистрофией в колхозах Вологодской, Саратовской, Сталинградской областей, Алтайского края, Удмуртской АССР и др. Возросла ...

Характеристика дипломатической деятельности Вильгельма III (Оранского).
Остановимся более детально на дипломатии Вильгельма III. Вильгельм Оранский, как штатгальтер Нидердландов, выступив организатором антифранцузской коалиции, завершил войну против Франции подписанием Нимвегенских мирных договоров (1678-1679). В 1689 году создал Аугсбургскую лигу и начал войну с Францией, которая завершилась подписанием Ри ...

Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...