Введение
Страница 1

Решающее влияние на процесс формирования господствующих в обществе представлений и стереотипов (в том числе и тех, которые определяют взаимодействие людей в качестве представителей той или иной этнической общности) оказывают условия для развития государства. Эти условия зависят от характеристик социальной среды.

В каждом обществе в ходе его исторического развития формируются как критерии, следование которым предполагает "нормальное" поведение, не угрожающее существованию общества, как целого, так и специальные институты, ответственные за выработку и поддержание таких определений реальности, которые задают параметры вышеупомянутых критериев.

Процессы общественного развития труда и социально-экономической дифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию в осуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессам оформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов.

Вторая половина XV века знаменуется образованием Казахского ханства. Именно с этого времени начинается история кочевого народа. Данная проблема имеет место в истории Казахстана, так как, изучая быт, культуру, обычаи и нормы казахского общества, мы познаем всю сущность великого кочевого народа, таким образом, из этого следует актуальность данной проблемы.

Цель данной работы: ознакомиться с общественным строем казахов, выявить особенности социальной структуры казахского общества и рассмотреть правовые обычаи, вызванные потребностями политической и социальной жизни казахского народа XVI – XVIII веков.

Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:

- выяснить социально-экономические отношения в Казахстане XVI – в начале XVIII веков;

- дать характеристику внутренней политики казахских ханов в данный период;

- выявить значение законов Тауке хана в развитии казахского общества.

Как известно, все современные историки, рассматривая ту или иную проблему, опираются на предшествовавшие источники. К таким можно отнести: «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара, сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му’ ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканди, Хайдара Рази, не менее известный дневник А.И. Тевкелева и др. Именно в этих источниках рассматривается материал по общественному строю казахов.

В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известия о казахах этого периода, главным образом этнографических – о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Эти материалы дают характеристику положения казахов, отражают жизнь народа в предшествующие столетия.

Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А.И. Левшина. В первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй - собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII века. [16; 5]

Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч. Валиханов, первый казахский ученый историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и других народов. В ряде работ дает историко-этнографическую характеристику казахского общества. [7;25]

В монографии С.Д. Асфендиярова «История Казахстана (с древнейших времен)» отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым [3; 45].

В России со второй половины XIX века исследование истории Казахстана приобретает прочную базу – восточные источники. Этот период связан и именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч.Ч. Валиханова. В.В. Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде обратился к истории Казахстана XV – XVI века. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII веку и объяснив хозяйственной, социально-экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. [8;18]

Страницы: 1 2

Дворянско-либеральное направление
Это направление представляли: Н.И.Панин, русский посланник в Дании и Швеции, а с 1760 г – воспитатель великого князя Павла Петровича; А.Р. Воронцов-полномочный министр, представитель России в Англии ,в 1773-1794гг - президент Коммерц-коллегии; княгиня Е.Р.Дашкова – директор академии наук и президент российской академии в 1783-1796гг.: А ...

Русь и Золотая Орда в конце XIV в.
В 1382 г. татары под руководством хана Тохтамыша совершили новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, уехавшего из Москвы собирать войска. Несмотря на героическое сопротивление москвичей, Тохтамыш взял Москву и сжег ее. Нового сражения с Дмитрием Донским он избегал. Поход 1382 г. вернул Золотой Орде власть над Ру ...

Государственная организация и «белое движение» в годы гражданской войны
Первые акты гражданской войны имели место уже осенью 1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дутова). Но полномасштабно война развернулась к середине 1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные вооруженные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные военные силы Англии, Франции, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восто ...