ВведениеСтраница 1
Решающее влияние на процесс формирования господствующих в обществе представлений и стереотипов (в том числе и тех, которые определяют взаимодействие людей в качестве представителей той или иной этнической общности) оказывают условия для развития государства. Эти условия зависят от характеристик социальной среды.
В каждом обществе в ходе его исторического развития формируются как критерии, следование которым предполагает "нормальное" поведение, не угрожающее существованию общества, как целого, так и специальные институты, ответственные за выработку и поддержание таких определений реальности, которые задают параметры вышеупомянутых критериев.
Процессы общественного развития труда и социально-экономической дифференциации казахского общества влекли за собой дальнейшую специализацию в осуществлении общественных функций и вследствие этого приводили к процессам оформления особых институтов в структуре социальных отношений номадов.
Вторая половина XV века знаменуется образованием Казахского ханства. Именно с этого времени начинается история кочевого народа. Данная проблема имеет место в истории Казахстана, так как, изучая быт, культуру, обычаи и нормы казахского общества, мы познаем всю сущность великого кочевого народа, таким образом, из этого следует актуальность данной проблемы.
Цель данной работы: ознакомиться с общественным строем казахов, выявить особенности социальной структуры казахского общества и рассмотреть правовые обычаи, вызванные потребностями политической и социальной жизни казахского народа XVI – XVIII веков.
Для рассмотрения данной проблемы следует решить следующие задачи:
- выяснить социально-экономические отношения в Казахстане XVI – в начале XVIII веков;
- дать характеристику внутренней политики казахских ханов в данный период;
- выявить значение законов Тауке хана в развитии казахского общества.
Как известно, все современные историки, рассматривая ту или иную проблему, опираются на предшествовавшие источники. К таким можно отнести: «Жами ат-таварих» Кадыргали Жалаири, «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммад Хайдара, сочинения Низам ад-дина Шами, Шараф ад-дина Йазди, Му’ ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканди, Хайдара Рази, не менее известный дневник А.И. Тевкелева и др. Именно в этих источниках рассматривается материал по общественному строю казахов.
В XVIII в. продолжалось накопление русскими исследователями известия о казахах этого периода, главным образом этнографических – о быте, хозяйстве, обычаях, верованиях, родоплеменном составе жузов, расселении, изучались легенды о происхождении народа. Эти материалы дают характеристику положения казахов, отражают жизнь народа в предшествующие столетия.
Первым фундаментальным монографическим исследованием по географии, истории и этнографии казахского народа является труд А.И. Левшина. В первой части книги освещены природные условия жизни казахского народа, во второй - собраны исторические сведения о казахах с древнейших времен до конца XVIII века. [16; 5]
Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч. Валиханов, первый казахский ученый историк, востоковед, этнограф, географ. Он исследовал вопросы истории Казахстана, Средней Азии, Восточного Туркестана и других народов. В ряде работ дает историко-этнографическую характеристику казахского общества. [7;25]
В монографии С.Д. Асфендиярова «История Казахстана (с древнейших времен)» отвергнута концепция о неисторичности кочевых народов, их отсталости, оценка их общественного строя как родового. Общественная структура казахского кочевого общества показана как классовая, феодальная, присущая и другим народам, оседлым и кочевым [3; 45].
В России со второй половины XIX века исследование истории Казахстана приобретает прочную базу – восточные источники. Этот период связан и именами В. В. Вельяминова-Зернова и Ч.Ч. Валиханова. В.В. Вельяминов-Зернов впервые в своем четырехтомном историческом труде обратился к истории Казахстана XV – XVI века. Автор предложил свое понимание факта разделения казахов на жузы, отнеся его к XVII веку и объяснив хозяйственной, социально-экономической особенностью образа жизни разных групп народа: полуоседлых, обитавших в районе Туркестана и Ташкента, и кочевых на остальной территории. [8;18]
Перемены в развитии хозяйства
По сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим феодальному строю присущи новые формы хозяйствования и совершенствование орудий труда. Хозяйство осталось натуральным. В основной его отрасли на Руси - земледелии широко использовались рала с узкими лезвиями, сохи, деревянные бороны, заступы, мотыги, серпы, косы, бесколесные, а иногд ...
Отечественная война 1812 г. Причины войны, соотношение сил и планы сторон. Хронология
военных действий. Выдающиеся полководцы. Партизанское движение. Разгром армий Наполеона.
Итоги и историческое зн
В 1812 г. противоречия между Россией и Францией обострились. Французы стягивали войска к границе. Россия также готовилась к войне: укреплялись крепости, создавались продовольственные базы, проводились рекрутские наборы. Русская армия насчитывала 240 тыс. человек, армия Наполеона - 600 тыс.
В ночь на 12 июня 1812 г. французская армия пе ...
Тритеизм Иоанна Филопона
Ко времени смерти Иоанна Аскунагиса (564 или 565 г.) эстафета тритеитского учения перешла к Иоанну Филопону. Свою теорию Филопон изложил в сочинении «О Троице»; от этого сочинения дошли (в сирийском переводе) лишь фрагменты, сохраненные его противниками. В 567 г. это тритеитское сочинение было осуждено монофизитами на собрании в Алексан ...
