Исторические материалы » Историография о Гражданской войне в Испании » Постфранская и современная историография

Постфранская и современная историография

На начало 90-х гг. приходиться новая волна интереса к личности Ф.Франко. Историческая дистанция позволила спокойнее взглянуть на ушедшую эпоху и ее определяющую политическую фигуру. Специфика исследования требовала привлечения широкого круга научной литературы, включающей работы по истории Испании, истории Второй мировой войны, истории военной техники и социальной психологии. В это время заметное место заняли биографические работы, имевшие успех в широкой читательской аудитории. Это уже были не только политические биографии, авторы нередко обращались к индивидуальной психологии и частной жизни Франсиско Франко.

Фактически постфранкистская историография того времени начала дискуссию по вопросу - генералиссимус Франко в исторической ретроспективе это либеральный диктатор или консервативный реформатор?

Одним из первых, кто критически отнесся к деятельности Франко был испанский историк Л. Суарес Фернандес. В своей работе “Франсиско Франко” (1989 г.) Суарес Фернандес обвиняет внутреннюю и внешнюю политику диктатора. Л. Суарес Фернандес пишет, что “при всем многообразии оценок, переоценке подлежит далеко не все из «наследия Франко». На том основании, что он был яростным антикоммунистом, его никак нельзя считать демократом, равно как и наличие представительных органов власти в «эпоху Франко» вовсе не означало того, что в Испании отсутствовал диктаторский режим. Каудильо, безусловно, был диктатором, но диктатором достаточно дальновидным для того, чтобы своевременно перестроиться, провести реформы, продиктованные самой жизнью, пойти на некоторую либерализацию авторитарного по своей сути режима”. К ряду критических работ о Франко можно отнести монографию С. Рауне “Франко. История” (1995 г.) и др.

Более свободно ориентироваться в историографии данной проблемы помогает статья Ф. Тапиа «Франко перед Историей», помещенная в одном из номеров журнала «Современная история». В этой статье дается анализ множества работ разных авторов (историков, политологов, социологов), посвященных Ф.Франко.

Сегодня режиму Ф. Франко посвящены работы испанских ученых М. Рамирес “Испания. 1939-1975 гг. Политика режима и ее идеология”(2003 г.), Салас Ларассабал “История флангистов”( 2005 г.), Д. Тусел “Диктатура Франко”(2001 г.).

Следует особо отметить совместную работу социолога Серхио Вилара и историка Рикардо де ла Сьерва «За и против Ф.Франко. Франкизм и антифранкизм», в которой разные стороны жизни испанского общества и государства периода нахождения Ф.Франко у власти рассматриваются с позиций противоположных - один из авторов выступает в качестве защитника, другой – обвинителя. Таким образом после смерти Ф. Франко наблюдаеться постепенный отход от прошлой идеологии и начинается переосмысление положительных характеристик режима Франко.

Таким образом, в испанской исторической науки с времен Гражданской войны и до сегодняшних дней наблюдается процесс трансформации историографической науки от идеалистического историзма к критической истории, освобожденной от политизации и идеологизации прошлых лет.

Государственная организация и «белое движение» в годы гражданской войны
Первые акты гражданской войны имели место уже осенью 1917 г. (выступления Керенского, Краснова, Каледина, Дутова). Но полномасштабно война развернулась к середине 1918 г. В нее оказались вовлеченными иностранные вооруженные силы: чехословацкий корпус, экспедиционные военные силы Англии, Франции, Японии, США, оккупировавшие Дальний Восто ...

Церковный раскол.
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончивши ...

Вероисповедальные реформы и национальный вопрос
Осенью 1906 года на рассмотрение Совета министров был представлен проект, касающийся свободы вероисповеданий. В его основу был положен принцип признания за церковную общину, с присвоением ей соответствующих гражданских прав, любого сообщества не менее 20 человек, которое выразит любые духовные верования, несмотря на то, насколько они сх ...