Постфранская и современная историография
На начало 90-х гг. приходиться новая волна интереса к личности Ф.Франко. Историческая дистанция позволила спокойнее взглянуть на ушедшую эпоху и ее определяющую политическую фигуру. Специфика исследования требовала привлечения широкого круга научной литературы, включающей работы по истории Испании, истории Второй мировой войны, истории военной техники и социальной психологии. В это время заметное место заняли биографические работы, имевшие успех в широкой читательской аудитории. Это уже были не только политические биографии, авторы нередко обращались к индивидуальной психологии и частной жизни Франсиско Франко.
Фактически постфранкистская историография того времени начала дискуссию по вопросу - генералиссимус Франко в исторической ретроспективе это либеральный диктатор или консервативный реформатор?
Одним из первых, кто критически отнесся к деятельности Франко был испанский историк Л. Суарес Фернандес. В своей работе “Франсиско Франко” (1989 г.) Суарес Фернандес обвиняет внутреннюю и внешнюю политику диктатора. Л. Суарес Фернандес пишет, что “при всем многообразии оценок, переоценке подлежит далеко не все из «наследия Франко». На том основании, что он был яростным антикоммунистом, его никак нельзя считать демократом, равно как и наличие представительных органов власти в «эпоху Франко» вовсе не означало того, что в Испании отсутствовал диктаторский режим. Каудильо, безусловно, был диктатором, но диктатором достаточно дальновидным для того, чтобы своевременно перестроиться, провести реформы, продиктованные самой жизнью, пойти на некоторую либерализацию авторитарного по своей сути режима”. К ряду критических работ о Франко можно отнести монографию С. Рауне “Франко. История” (1995 г.) и др.
Более свободно ориентироваться в историографии данной проблемы помогает статья Ф. Тапиа «Франко перед Историей», помещенная в одном из номеров журнала «Современная история». В этой статье дается анализ множества работ разных авторов (историков, политологов, социологов), посвященных Ф.Франко.
Сегодня режиму Ф. Франко посвящены работы испанских ученых М. Рамирес “Испания. 1939-1975 гг. Политика режима и ее идеология”(2003 г.), Салас Ларассабал “История флангистов”( 2005 г.), Д. Тусел “Диктатура Франко”(2001 г.).
Следует особо отметить совместную работу социолога Серхио Вилара и историка Рикардо де ла Сьерва «За и против Ф.Франко. Франкизм и антифранкизм», в которой разные стороны жизни испанского общества и государства периода нахождения Ф.Франко у власти рассматриваются с позиций противоположных - один из авторов выступает в качестве защитника, другой – обвинителя. Таким образом после смерти Ф. Франко наблюдаеться постепенный отход от прошлой идеологии и начинается переосмысление положительных характеристик режима Франко.
Таким образом, в испанской исторической науки с времен Гражданской войны и до сегодняшних дней наблюдается процесс трансформации историографической науки от идеалистического историзма к критической истории, освобожденной от политизации и идеологизации прошлых лет.
Социальная помощь безработным
Трудовая помощь включала следующие профилактические и реабилитационные функции и формы работы:
предупреждение безработицы у взрослых – путем организации служб занятости, создания новых и расширения существующих производственных единиц, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, кредитования, обеспечения работ ...
Испанская историография о Гражданской войне в Испании и режиме Ф. Франко. Официальная историографическая школа времен Ф. Франко
Для испанской историографии второй половины XIX века характерно возрастание исторической науки и потребности ее внутреннего развития, что послужили важной причиной увеличения масштабов исторических исследований. Исходя из этого оценка Гражданской войне в 1936-1939 гг. и режима Ф. Франко в испанской историографии началась еще в период пр ...
Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и здравоохранения
Многие принципы, на которых зиждется система образования во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789-го года. Законы, принятые между 1881-м и 1889-м годами, а также законы IV и V Республики лежат в основе структуры современного образования.
Система образования основана на следующих общих принципах:
1. Свобода образован ...