Памятники караимской культуры и их современное состояние.Страница 1
Говоря о памятниках караимской культуры, как правило, выделяют город-крепость Чуфут-Кале с прилегающим родовым кладбищем Балта-Тиймез, древнее кладбище при Мангуп-Кале; комплекс храмов-кенас в Евпатории.[кр изв 16 апр 97]
Караимский храмовый комплекс Евпатории. Комплекс состоит из Большой (соборной) и Малой кенас. Расположены они на улице Караимской, 68. Ориентированы кенасы с севера на юг.[кропотов]
К большой и малой кенасам ведут три дворика, являющиеся продолжением один другого. В первом дворике – коридоре, слева от входа расположен мраморный фонтан. Он служит для омовения рук перед молитвой. Двор украшен орнаментированными белыми мраморными плитами с надписями на древнееврейском языке. В них отмечены крупнейшие события из жизни караимов, высечены имена ученых, общественных деятелей имена караимов, сделавших пожертвования на строительство кенас, караимских школ и других построек.
Далее следует Мраморный дворик, здесь на мраморных досках написаны стихи религиозного содержания.
Самый просторный – дворик ожидания. Он выделяется на фоне остальных своей нарядностью. Его стены украшены арками на колоннах и мраморными досками, надписи на которых отражают важные события караимов. Тут же находятся скамьи, предназначенные для отдыха в ожидании начала молитвы.
Кенаса в плане прямоугольная, алтарем ориентирована на юг. Внутренняя отделка кенасы отличается богатством, тщательной резьбой по дереву, особенно на потолке. [В евп за здор]
Как и любой караимский храм, Евпаторийская кенаса делится на три части:
Гехал (алтарь), где хранится обитый серебром кивот, в котором помещается писанное на пергаменте Пятикнижие.
Шул – хан – место для прихожан, куда входят молящиеся, сняв обувь.
Мошау – закеним (место для старцев); здесь на скамьях сидят старики, а также те, которые носят траур по ближайшим родственникам траур и по обычаю не входят в общие места для прихожан. Над отделением «Мошау – закеним» находится особое помещение с отдельным входом, предназначенное для женщин, откуда они смотрят на богослужение через решетки и видят все, при этом сами, оставаясь невидимыми для мужчин.[с18шапшал кар в кр]
В начале ХХ в. кенасы были закрыты. Сейчас комплекс реставрируется евпаторийской общиной при поддержке всех караимов Крыма. [Гармаш с. 120]
Чуфут-Кале (в переводе с крьмско-татарского — "Иудейская крепость")-город-крепость находящийся на юго-восточной окраине Бахчисарая. Городище располагается на скалистом отроге, окруженном с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. Территория Чуфут-Кале разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустиря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.[евр кр с 23]
Название Чуфут-Кале появилось в конце 18 века. Раньше крепость называлась Кырк — Ер, это было принято с 14 века, после овладения татарами Крыма.[Норманнская вопр о культ кар]
Сейчас на месте некогда процветавшего города остались только руины, которые привлекают интерес своей монументальностью.
Впервые археологические исследования Чуфут-Кале были предприняты в 1853 г. известным русским археологом А. С. Уваровым. Позднее исследования проводили такие известные ученые, как Е. В. Веймарн, В. В. Кропоткин, М. Я. Чореф, А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев.[ евр кр с 23]
Ключевский
Василий Осипович
Ключевский Василий Осипович (16.01.1841 - 12 .05.1911)
Русский историк. Родился в семье священника. В 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году начал преподавательскую деятельность. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию, в 1882 году - докторскую диссертацию. С 1879 года доцент, с 18 ...
Объединение русских земель вокруг Москвы и причины ее возвышения.
Территориальным ядром стала Владимиро-Суздальская земля. Основную территорию централизованного государства составляли следующие земли:
n Владимиро-Суздальская;
n Новгородско-Псковская;
n Смоленская;
n Мурманская;
n часть Черниговских земель.
В русское централизованное государство не вошли южно-русские и западно-русские земли (в ча ...
Итоги эпохи "дворцовых переворотов"
Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные, цели. В то же время политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-эко ...