Исторические материалы » Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории » Памятники караимской культуры и их современное состояние.

Памятники караимской культуры и их современное состояние.
Страница 3

Иосафатова долина была почитаемым местом пгребения, куда привозили умерших даже из других городов.[ евр кр с 29] Умершему и похороненному в дали от Чуфут-Кале ставили безмогильный памятник в виде вертикальной прямоугольной стелы.[с 37 Полк обр и обыч] Такие памятники называются кенотафами.[бахчис с. 50] В долине росли вековые дубы, которые, видимо, дали кладбищу название: „Балта-тиймез”. Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы. Сегодня еще можно видеть до десятка древних дубов, в основном же территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.[ евр кр с 29]

На кладбище сохранилось множество памятников. Расположены они хаотично, но если присмотреться, то можно увидеть следы планировки. Формы надгробий разнообразны: это и простые прямоугольные горизонтально лежащие плиты, и надгробия домикообразной формы, двурогие и однорогие монументы, стало- и гробообразные памятники, обелиски, вертикально стоящие плиты, другие типы.[Бахчисарай с. 50] Форма памятников, как уже было сказано, разнообразна, она видоизменялась в зависимости от эпохи. Некоторые исследователи считают наиболее характерными седловидные памятники и в виде бэшика (детская колыбель). [Кр изв №19 98]Другие же выделяют прямоугольные, домикообразные и гробообразные формы надгробий. Эпитафии на памятниках выполнены в подавляющем большинстве на иврите, хотя есть и на караимском, но еврейскими буквами. Надгробия конца прошлого — начала нынешнего века, как правило, имеют двуязычные надписи, на русском и иврите. [ евр кр с 29-30]

Надписи размещены на северной торцевой стороне. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже – ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения.нередко надписи включают краткие напутствия усопшему.[с36 обр и обыч полканов] Изредка на могилах встречаются цитаты из Ветхого Завета.[бахчисарс 50]

Академик Паллас в своем известном путешествии по Крыму так описывает Балта – Тиймез: «Надгробные памятники его (кладбища), хорошо иссеченные из камня, сделаны почти все по одному образцу и напоминают вид саркофагов, на конце которых находится возвышенная плита в виде фронтона на домах. Все памятники стоят рядом, на многих из них иссечены еврейские надписи ».[ с 81 Паллас]

Характерная ориентировка могил – с севера на юг.[с36 обр и обыч полканов] Украшения на надгробиях, как правило, отсутствуют, изредка встречается простой геометрический орнамент либо стилизованные схематические изображения деревьев.[с36 обр и обыч полканов]

На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Кипарисы (символ скорби) и розетки (символ тор жества и радостной жизни) отражают малоазийские корни культовой обрядности. Некоторые надмогильные памятники в виде прямоугольных стел с полусферическим экраном напоминают армянские хачкары (по всей видимости это связано с тем, что в Чуфут-Кале была армянская община). Есть надгробия типа распространенных в Западной Европе в XV-XVIII вв. Особенно показательны памятники, резко вьщеляющиеся по архитектуре и орнаментальным мотивам, южная ориентация которых указывает на принадлежность иному погребальному обряду, нежели караимский. В эпитафиях часто приводятся краткие цитаты из Танаха.

Страницы: 1 2 3 4

Указ 1597 года и его смысл.
Во второй половине XVI века, когда центральные области государства пустели, между землевладельцами должна была обостриться борьба за крестьян. Многие вотчинники и помещики всячески старались не выпускать от себя крестьян. В 1555 году черные общины Псковской земли жаловались царю, что дети боярские псковские «крестьян из-за себя не выпус ...

Взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой
Сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск, которые кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238 годах, выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославич. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило-Ро ...

Индустриализация в развитии общества в период правления Петра I.
В России первые мануфактуры, крупные промышленные предприятия, основанные на разделении труда, появились ещё в XYIIв. В конце этого столетия их насчитывалось немного – менее полутора десятка. ...