Памятники караимской культуры и их современное состояние.Страница 2
С восточной стороны Чуфут-Кале замыкается большими массивными воротами «Биюк – капу», обитыми грубыми кусками железа. Эти ворота построены 500 лет назад. От этого места на запад, до другого конца города идет улица, заканчивающаяся узкими потайными воротами «Кичик – капу» (Малые ворота). Между большими и малыми воротами в середине города находятся «Орта – капу», что значит средние ворота. По бокам их сохранились древние стены, когда – то бывшие наружными.
Постройку «Биюк – капу» начал караим Менагем – Бен – Моше, а закончил их сооружение Эльзар – Бен – Исаак. Построение наружных стен, башен и «Биюк – капу» относится к концу ХIV века. Время сооружения ворот «Орта - капу» и стен, к ним примыкающих, неизвестно.[с 16-17 шапш кар в кр]
В городище сохранились две кенасы. До начала XX в. молельные дома караимов именовались синагогами. Название кенаса впервые зафиксировано в лите-ратуре в 1910 г.
Они находятся во дворике за каменным забором. С улицы, носящей условное название Кенасской. Входящий в дворик оказывается перед двумя кенасами, представляющими в плане прямоугольные каменные здания под двускатной черепичной крышей. Большая кенаса выстроена более тщательно и монументально. Вход в нее акцентирован каменной аркадой, поддеривающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. О времени сооружения этой кенасы высказывались различные предположения. Традиционная дата — XIV в., исходящая из устной караимской традиции, вызывает сомнения. Постройка в дошедшем до нас виде имеет выразительные черты зодчества XVII в.
Малая кенаса скромнее и проще первой, построена она в конце XVIII в., когда мангупская караимская община покинула пришедший в упадок город и частью перебралась в Чуфут-Кале. Материалы и оборудование для этой кенасы бьли вывезены с Мангупа. Перед большой кенасой стоит каменный резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Вероятно, это остатки миквы.
Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова: " Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами". По своєму внутреннему устройству кенасы Чуфут-Кале не отличаются от других караимских кенас. Еще один путешественник конца XVIII, академик Паллас, пишет, что «около хорошего строения синагоги разведен маленький садик, на время праздника кущей».[ с 81 Паллас]
Дома жителей Чуфут-Кале того же типа, что у других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными с балкончиками (софа), окнами во двор. Крыши были черепичными. Комнаты отапливались печами — тандырами, устроенными в земле, или переносными жаровнями, верхний этаж был жилым, а в нижнем располагались конюшня и хлев. Все дома, по свидетельству Палласа, обнесены высокими стенами из камня на глине. Он же приводит примерное количество домов на Чуфут – Кале – 200.[ с 81 Паллас]
К настоящему времени на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в XIX в. жил известный караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович. .[ евр кр с 28-29]
Балта-Тиймез (в переводе - «Топор не коснется»)- древнее родовое кладбище караимского народа, находящееся вблизи Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине. [Кр изв №19 98] Оно расположено на двух весьма крутых склонах долины, густо поросшей лесом. [ евр кр с 29] От крепостных ворот к кладбищу ведет дорога. Оно было огорожено каменной стеной с узким арочным входом, символизировавшим бренность бытия и необратимость смерти. Возле ворот находился дом смотрителя. От ворот кладбища вглубь ведет извилистая аллея, по обе стороны которой вверх по склонам поднимаются надгробия.[бахчисарс. 50] Его территория вытянунута с запада на восток. До сих пор не установлено точное количество надгробий, по приблизительным оценкам их не менее 5 ты сяч. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.
Первые исследования явлений социальной патологии (на примере,
профессионального нищенства)
Ярким свидетельством внимания российского общества к проблемам благотворительности стало появление на рубеже ХIХ-ХХ вв. исследований, посвященных анализу явлений социальной патологии: нищенства, проституции, пьянства, самоубийства. Рассмотрим исследование проблемы профессионального нищенства в этот период.
И. Прыжов в работе «Нищие на ...
Социально-экономические последствия коллективизации
Колхозный строй в нашей стране победил окончательно и бесповоротно. Сельское хозяйство превратилось в самое крупное хозяйство в мире. Например, в 1937 г. средняя посевная площадь одного совхоза составляла 3058 га, колхоза - 481,5 га, тогда как в. дореволюционной России на одно крестьянское хозяйство приходилось 7,8 га. Сильно выросла и ...
Данило Дольчи. Жизненный путь
Данило Дольчи родился 28 июня в 1924 в Сесана, в провинции Триеста, северная Италия. Его мать звали Мэли, а отца Энрико. Впоследствии переезжают в Ломбардию, где его отец работает железнодорожным мастером: здесь Данило начинает учиться. Он был любознательным мальчиком и очень любил читать. Данило читал Платона, великих немецких поэтов э ...