Исторические материалы » Проблема истории формирования караимской общины в Евпатории » Памятники караимской культуры и их современное состояние.

Памятники караимской культуры и их современное состояние.
Страница 2

С восточной стороны Чуфут-Кале замыкается большими массивными воротами «Биюк – капу», обитыми грубыми кусками железа. Эти ворота построены 500 лет назад. От этого места на запад, до другого конца города идет улица, заканчивающаяся узкими потайными воротами «Кичик – капу» (Малые ворота). Между большими и малыми воротами в середине города находятся «Орта – капу», что значит средние ворота. По бокам их сохранились древние стены, когда – то бывшие наружными.

Постройку «Биюк – капу» начал караим Менагем – Бен – Моше, а закончил их сооружение Эльзар – Бен – Исаак. Построение наружных стен, башен и «Биюк – капу» относится к концу ХIV века. Время сооружения ворот «Орта - капу» и стен, к ним примыкающих, неизвестно.[с 16-17 шапш кар в кр]

В городище сохранились две кенасы. До начала XX в. молельные дома караимов именовались синагогами. Название кенаса впервые зафиксировано в лите-ратуре в 1910 г.

Они находятся во дворике за каменным забором. С улицы, носящей условное название Кенасской. Входящий в дворик оказывается перед двумя кенасами, представляющими в плане прямоугольные каменные здания под двускатной черепичной крышей. Большая кенаса выстроена более тщательно и монументально. Вход в нее акцентирован каменной аркадой, поддеривающей навес и образующей веранду перед дверным проемом. О времени сооружения этой кенасы высказывались различные предположения. Традиционная дата — XIV в., исходящая из устной караимской традиции, вызывает сомнения. Постройка в дошедшем до нас виде имеет выразительные черты зодчества XVII в.

Малая кенаса скромнее и проще первой, построена она в конце XVIII в., когда мангупская караимская община покинула пришедший в упадок город и частью перебралась в Чуфут-Кале. Материалы и оборудование для этой кенасы бьли вывезены с Мангупа. Перед большой кенасой стоит каменный резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Вероятно, это остатки миквы.

Об убранстве кенас можно судить со слов путешественника конца XVIII — начала XIX в. П. Сумарокова: " Синагога в Дчуфут-Кале хорошо сооружена. Украшение ее состоит в нескольких серебряных паникадилах, лампадах, коврах и Библии, хранимой в бархатном ковчеге с богатыми приборами". По своєму внутреннему устройству кенасы Чуфут-Кале не отличаются от других караимских кенас. Еще один путешественник конца XVIII, академик Паллас, пишет, что «около хорошего строения синагоги разведен маленький садик, на время праздника кущей».[ с 81 Паллас]

Дома жителей Чуфут-Кале того же типа, что у других народов Крыма. Большей частью они были двухэтажными с балкончиками (софа), окнами во двор. Крыши были черепичными. Комнаты отапливались печами — тандырами, устроенными в земле, или переносными жаровнями, верхний этаж был жилым, а в нижнем располагались конюшня и хлев. Все дома, по свидетельству Палласа, обнесены высокими стенами из камня на глине. Он же приводит примерное количество домов на Чуфут – Кале – 200.[ с 81 Паллас]

К настоящему времени на Чуфут-Кале полностью сохранился лишь один дом, где в XIX в. жил известный караимский собиратель древних текстов А. С. Фиркович. .[ евр кр с 28-29]

Балта-Тиймез (в переводе - «Топор не коснется»)- древнее родовое кладбище караимского народа, находящееся вблизи Чуфут-Кале, в Иосафатовой долине. [Кр изв №19 98] Оно расположено на двух весьма крутых склонах долины, густо поросшей лесом. [ евр кр с 29] От крепостных ворот к кладбищу ведет дорога. Оно было огорожено каменной стеной с узким арочным входом, символизировавшим бренность бытия и необратимость смерти. Возле ворот находился дом смотрителя. От ворот кладбища вглубь ведет извилистая аллея, по обе стороны которой вверх по склонам поднимаются надгробия.[бахчисарс. 50] Его территория вытянунута с запада на восток. До сих пор не установлено точное количество надгробий, по приблизительным оценкам их не менее 5 ты сяч. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты землей.

Страницы: 1 2 3 4

Возникновение и основные этапы развития царского культа. Зарождение царского культа при Селевке Никаторе
Селевк, сын Антиоха и Лаодики, македонянин из маленького местечка Эвропос. В отличие от Кассандра и Лисимаха, Селевк вплоть до 301 г. до н.э., управлял территориями, удаленными от Эллады на тысячи километров – верхними сатрапиями Азии. В подчинении у этого диадоха не было старых греческих полисов, и ему не приходилось заботиться о стат ...

Болонский университет
Болонский университет, официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе. Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще с давних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатных и богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование. Согласно д ...

Финансовая реформа
Переход к НЭПу потребовал разработки новой финансовой политики. В проведении реформы финансово-денежной системы приняли участие опытные дореволюционные финансисты: Н. Кутлер, В. Тарновский, профессора Л. Юровский, П. Гензель, А. Соколов, З. Каценеленбаум, С. Фолькнер, Н. Шапошников, Н. Некрасов, А. Мануйлов, бывший помощник министра А. ...