Водопровод и фонтаны
Страница 1

Как же отмечалось выше в Гезлеве существовала не только кяризная система, но и водопровод из проложенных на земле гончарных труб, исследованный Ю. Гридлингом в 1832-1833 годах и в 1835 году. К его рапорту от 5 октября 1832года приложен план водопровода. ПО наблюдениям Гридлинга, водопровод, состоящий из керамических труб длиной (без втулки) 0.35м. и внутреннем сечении 0.09м, уложенных в канале из отесанного камня на глубину от 3.5 до5 аршин (от 2.5 до 3.55 м.) начинался в районе казарм и колодцев, снабжающих город водой, и проходя под частными домами строениями и фундаментом крепостной стены, через «фонтанный бассейн» во дворе Анастасьева, выходил на берегу моря у Таможенной пристани. Рядом с ней, западнее не плане конца 18 века отмечен фонтан. Как и в кяризах, трубы скреплялись известковым раствором.

Гридлингу удалось проследить направление водопровода под частными строениями и фундаментом крепостной стены к северо-западу, где в районе современного перекрестка улиц Демышева и Коробкова (т. е. Рядом с северо-восточным краем кяриза) им был открыт промежуточный бассейн в котором «…пересекалось дальнейшее протяжение глубиной труб образом круглого бассейна в виде элипса, углубленного ниже водопровода, имеющего в диаметре более двух аршин (1.41 м.) сложенного из тесанных камней на извести, а за ним оказалось ключевые источники в трех рукавах каменных каналов, шириною квадратного до 8 вершков (0.35), из коих две имеют протяженность на более двух сажень и оканчиваются обводным каналом, а третий, имеющий направление к юго – запададной стороне, протягивается далее и подходит под фундаментом, кожевенного завода и скрывается в земле. (На чертеже указано западное направление, к военным казармам, хотя кожевенные заводы действительно располагались в юго-западном пригороде). В этом месте канал был забит на три погонных сажени шестью, по чистке которой возымела движение в двух источниках так, что бассейн был всегда наполнен, а из него истекала в водопроводные трубы количеством почти в полудиаметре оных и, пробегая трубами 200 сажень протяжением, скрывалось на оконечности в песчаном грунте. Далее Гридлинг выдвигает предложение о том, что найденный им водопровод не единственный указывая на «три случая»: «…первый, что по очистке водопровода: показалось с боку в близком расстоянии в одном колодце сильное течение воды, которое впоследствии пробравшись сквозь пески, появилось между карантином и Таможенной пристанью; второе, что существующий в центре города старый фонтанный бассейн был построен, конечно же, для сей цели; и третий, что заложенный, но не открытый ещё в дальнем расстоянии от сего сухой каменный водопровод с крупным бассейном во дворе жилого строения имеет направление к водохранящему бассейну…» (Вероятно имеется в виду водораспределительный резервуар). Обобщая вышеизложенное можно сказать о параллельной кяризу линии водопровода, проходящей от колодцев к промежуточному бассейну в районе современного перекрестка улиц Демышева и Коробкова, куда собиралась вода не только у колодцев в районе казарм, но и расположенных на юго-западной окраине города. Они упоминаются на плане 1836 года, как колодцы «вне города». На этой окраине на плане 1784 года отмечено небольшое озеро, что лишний раз указывает на водоносный слой. Применение группы соседних между собой колодцев встречается в генуэзском водопроводе в Феодосии. Не исключено, что описанный водопровод был связан с кяризом, например, труба кяриза была врезана в уже существующий каменный канал водопровода.

От промежуточного бассейна водопровод шёл к фонтану при мечети (в районе современного переулка Революции и Приморской), далее фонтану (колодцу) у Таможенной пристани восточная береговая линия Карантинного мыса в 20 веке немного изменилась, в настоящее время колодец находится на территории санатория МО) и Ханской мечети, конечный пункт водоразделительное сооружение. Обращает внимание то, что исследуемый Гридлингом водопровод, в отличии от кяризов, не требует водоподъёмных механизмов, вероятно, он собирал воду путем каптажа из водоносных слоев известняка.

К сожалению ни один из фонтанов Гезлева не сохранился, известны лишь их краткие описания и очень скудный графический материал. Эвлия Челеби отметил семь источников воды (фонтанов) и двадцать природных колодцев. Он называет два «наиболее прекрасных». Первый располагался внутри хана (постоялого двора) Ислам- Гирея, построенного в 1662 году. Этот постоялый двор примыкающий с востока к Ханской мечети, отмечен на плане 1784 года. Второй источник Ислам-Гирей правивший в 1644-1654гг. Это четырехугольный покрытый куполом фонтан, стоял на рынке в центре города, дата его постройки запечатлена в хронограмме: «Источник вод животворных, сердце крепящий и дивный» - 1661 год хиджры. Т. е. 1650-1651 христианского летоисчисления. Плита с аналогичной надписью (перевод Григорьева А. П., Восточный факультет ЛГУ) и дата 1661г. в левом, нижнем углу в настоящие время вмонтировала в востосный, внешний михраб Ханской мечети, куда она, вероятно, попала во время одной из реставраций мечети.

Страницы: 1 2 3

Реформаторская деятельность Жака Ширака в области образования и здравоохранения
Многие принципы, на которых зиждется система образования во Франции, были сформулированы еще в период Революции 1789-го года. Законы, принятые между 1881-м и 1889-м годами, а также законы IV и V Республики лежат в основе структуры современного образования. Система образования основана на следующих общих принципах: 1. Свобода образован ...

Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...

Погребальный обряд
Погребальный культ принадлежит к древнейшим формам религии. Несмотря на то, что способы обращения с умершим зависели, как правило, от возраста, пола и особенно от его общественного положения, половецкий погребальный обряд отличается вполне определенными чертами, позволяющими говорить о связанных с погребальным ритуалом верованиях. Он ха ...