Исторические материалы » Декабристы в Сибири » Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность
Страница 2

Умеренно же настроенные декабристы сосредоточили в основном свои силы на хозяйственной деятельности (Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие).

Постоянное нацеливание в декабристских школах на решение практических задач при обучении точным дисциплинам активизировало мышление учащихся, не допускала зубрежки, "механического исчисления".

С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, Е.П. Оболенский, Д.И. Завалишин, В.Л. Давыдов считали детское чтение важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи. Они понимали необходимость расширения круга понятий и знаний детей.

Хаптагаева указывает, что в своих школах декабристы пользовались таблицами, прописями, устным рассказом учителя, катехизической беседой, которые помогали "воспитывать дух свободомыслия", отстаивать независимость человеческой личности, развивать чувства подлинного патриотизма и любви к своему отечеству.

Дмитрий Иринархович Завалишин занялся распространением образования и просвещения в Забайкалье. На этом поприще он хотел прежде всего показать личный пример совмещения физического труда с умственным. Постоянно занимаясь тяжелым крестьянским трудом, он требовал и от учеников организованной им школы, чтобы они "не покидали летнее вакационное время сельских работ, помогая родителям, и чтоб приносили от них свидетельства, что в работе по силам их, были прилежны и занимались работой обстоятельно".

Создавая свою педагогику, Завалишин исходил из того, "насколько каждый по обстоятельствам мог и способен чему-либо учиться". Одних он подготавливал к поступлению в семинарию и обучал классическим языкам и математике, других (детей купцов) - английскому языку, третьих (детей бедных чиновников, мещан, казаков и крестьян) - чтению, письму и арифметике.

Таким образом, Завалишин одним из первых на практике соединил общеобразовательное обучение с производственным, что явилось для того времени достижением педагогической мысли. Но Дмитрий Иринархович мечтал о более широком распространении образования среди народа. В начале 50-х годов, воспользовавшись своим возросшим влиянием на управление краем, он добился открытия казачьей и крестьянской школ в Чите и в нескольких деревнях Читинского округа. В 1860 году общественностью Читы был уже поставлен вопрос об открытии гимназии на средства, собранные у населения края путем добровольных пожертвований.

Несомненно, педагогическая деятельность Завалишина имела свое значение, несмотря на то, что его школу окончило небольшое количество учеников: оно сказывалось на общем стремлении местных жителей к знаниям, культуре, расширению кругозора, росте духовных потребностей. Позднее, с преобразованием Читы в областной город, был открыт клуб "Общественное собрание", при котором Дмитрий Иринархович устроил библиотеку, получавшую все периодические издания.

Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Они широко применяли принцип воспитующего обучения, опираясь при этом на сознательность и активность мышления. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Беллярминов Иван Иванович
Беллярминов Иван Иванович (1837 - . ) Писатель-педагог .Получил образование в Саратовской духовной семинарии, в главном педагогическом институте и окончил курс в Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Преподавал педагогику в петербургском историко-филологическом институте и в Павловском институте; историю и л ...

Московское государство в 16 веке. Правление Ивана 4. Содержание реформ правительства А. Адашева и их историческое значение.
Объединение России способствовало заметному ускорению развития во всех сферах жизни страны уже в первой половине XVI в. Развивались города. сформировались основные социальные слои со вполне оформившимися функциями и интересами: господствующие позиции по-прежнему занимает боярство, однако все более уверенным становится голос дворянства, ...

Советско-японские отношения в 1945 – 1991 годах
Япония, восстановив свои силы после капитуляции, стала предъявлять требования на занятые СССР территории Курильских островов и Южного Сахалина, опираясь на Портсмутский мирный договор. «В 1948-1950 годах кабинет премьер-министра Сигеру Иосида разработал пакет документов по территориальному вопросу, который представил в Вашингтон»[12], о ...