Исторические материалы » Декабристы в Сибири » Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность
Страница 3

Еще в каземате, избрав своим будущим занятием на поселении и обучение детей и просвещение населения, И.Д. Якушкин стал усиленно готовиться к своему новому поприщу. Пользуясь хорошо составленной казематской библиотекой, он пополнял свои знания по различным отраслям науки, занимался математикой, естественными науками, составлял учебник географии по особому плану и по новой изобретенной им методике. Первые годы по выходе на поселение эта работа была продолжена.

В тех неблагоприятных условиях, в которых находилась Сибирь, Якушкин хотел дать пример возможного подъема культурного уровня народных масс. "В Ялуторовске, без всяких средств, он вздумал завести школу для бедного класса мальчиков и девиц, - вспоминал Басаргин, - и одною, своею настойчивостью, своей деятельностью и, можно сказать, сверхъестественными усилиями достиг цели".

С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других, в большей степени на их средства и при материальной поддержке местного купца Медведева, под покровом исполнения приказа Синода в целях "укрепления веры" поощрять устройство при церквах школ, Якушкину удалось в 1842 году открыть первую школу для народа в Западной Сибири.

Очень характерно, что в школе Якушкина кроме общеобразовательных предметов преподавалась механика, на изучение которой отводилось сравнительно большое количество времени - 101 урок. Большое внимание уделялось изучению края: ученики должны были самостоятельно вычертить карту Западной Сибири. С целью изучения флоры и фауны устраивались частые экскурсии в поле под непосредственным руководством самого Якушкина.

Цель обучения Якушкиным детей из народа заключалась в том, чтобы помочь им "осмыслить себя", развернуть в них способность мышления. Беспокоясь за направление в их воспитании, он неоднократно говорил, что воспитатели его сыновей никогда не поймут "предназначения детей" и еще менее сумеют их "к нему приготовить". Чтобы дать детям правильное направление, по мнению Якушкина, нужно прежде всего полюбить их счастье".

Якушкин, человек глубоко убежденный в правоте дела декабристов и оставшийся до последних дней своей жизни верным идеалам молодости, говорил не о личном мещанском счастье для своих детей. Он мечтал о счастье детей всего русского народа, которое может придти только с уничтожением крепостного права и самодержавия. И. Якушкин в своей практической деятельности, безусловно, стремился дать это направление детям и приготовить их к выполнению выпавшего на их долю предназначения.

За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов.

Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Причины возникновения партизанской войны 1812 года.
Уже с начала вторжения французской армии в Россию в стране стала разгораться народная война против иноземных захватчиков. Вспых­нув по­сле втор­же­ния на­по­ле­о­нов­ских войск в Лит­ву и Бе­ло­рус­сию, партизанское движение с ка­ж­дым днем раз­ви­ва­лось, при­ни­ма­ло все бо­лее ак­тив­ные фор­мы и ста­ло гроз­ной си­лой. По­на­ча­лу ...

Значение женитьбы Иоанна III на византийской принцессе Софии
Вскоре после вступления на престол Иван Васильевич (великий князь Иоанн III, 1462-1505гг.), сын великого князя Василия Васильевича, умершего на сорок седьмом году жизни и предоставившему великокняжеский титул старшему сыну, равно как и треть доходов Москвы (остальным сыновьям он дал уделы), овдовел и через пять лет женился на греческой ...

Прикладное народное искусство.
Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашестви ...