Борьба декабристов с административным произволомСтраница 1
Наряду с борьбой за светлое будущее Сибири путем распространения просвещения, образования, изучения ее и знакомства с нею, передовых людей, декабристы считали своим долгом вести всеми имеющимися у них средствами борьбу с основным злом сибирской действительности, - если можно так сказать, "сатрапской" формой управления и всеми вытекающими отсюда последствиями: системой собирательства и т.д.
В этом отношении своей полезной деятельностью особенно выделились декабристы В. Штейнгель, Пущин, Завалишин и находившиеся на службе в Сибири: Бригген, Свистунов, Семенов, Басаргин и другие.
Еще в Петровском каземате Штейнгель написал очерк "Сибирские сатрапы", в котором дал ядовитую критику управления в конце XVIII и начале XIX веков. Памфлет Штейнгеля в действительности направлен был против современной ему системы управления Сибирью. Такую же борьбу в роли заседателя Курганского окружного суда проводил А.Ф. Бригген.
Описывая злоупотребления местных властей и взяточничество, вскрывшееся в деле об убийстве крестьянина Власова, Бригген говорил: " .где кроме Западной Сибири можно видеть, что Главное Начальство вместо того, чтобы открыть преступление и защитить невинного всеми силами упорствовало, чтобы преступление не было открыто, и мало этого, еще нападает с особенным озлоблением (вероятно, хорошо заплачено) на целое присутственное место".
Известно, что за интересы угнетенных боролись П.Н. Свистунов, Семенов, деятельность которых И.И. Пущин считал "чрезвычайно полезной" в борьбе со злоупотреблениями и в защите населения от произвола местных властей.
Вопиющие злоупотребления местных чиновников и властей, усугублявшие и без того нелегкое положение населения Сибири, подсказывали Якушкину необходимость для школьного пользования, по словам М.С. Знаменского, " .собрать все статьи закона, касающиеся до крестьянского быта, написать все его обязанности и сколько с крестьянина идет подати и куда идет". Эту работу решили поручить Пущину, бывшему юристу. Это мероприятие, видимо, не было осуществлено, но характерна и показательна сама идея составления популярного сборника законов для народа с целью ограждения его от произвола чиновников.
В Чите на защиту интересов населения выступил Д.И. Завалишин. Деятельность Завалишина не ограничивалась узкими рамками заступничества за местное население от произвола властей и раскрытия злоупотреблений мелких чиновников. В отличие от других декабристов он перешел к широкой критике "сатрапской" формы управления Сибирью.
В деятельности Завалишина в это время значительное место занимала идея исправления нравов, борьба за водворение справедливости, против произвола, всевозможных злоупотреблений властью, взяточничества.
В своих воспоминаниях, статьях и письмах Завалишин подробно писал о том, что был истинным заступником простого народа, что к нему за помощью и советом шли крестьяне, казаки, вдовы и буряты. Он выслушивал их и, опираясь на законы, словом и делом, не страшась вызвать недовольство чиновников, требовал восстановления справедливости.
Присутствие декабристов в селах и деревнях, удаленных от ока центральной власти, было уздой для сельского начальства.
Шейх Мансур.
Имя Мансура день за днем обрастало легендами, да и сам он немало способствовал этому, разыгрывая на глазах изумленных зрителей падучие припадки, смерти и воскрешения из мертвых. Образ жизни и мыслей молодого человека казался горцам каким-то чудом. Они потянулись в Алды из самых отдаленных аулов. Бывшего пастуха стали называть «шейхом», ...
Письменные источники о половцах
Предки половцев в IV — VII веках кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. В 630 году они образовали свое государство, которое вскоре было уничтожено Китаем и племенами уйгуров. Спасаясь от преследования победителей, они изменили племенное назван ...
Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская
традиция
Главным врагом философии Вико был рационализм в его классической форме, выработанной еще в XVII веке Декартом.
Вико иронически относится к тайной мудрости философов, он больше уважает государственную мудрость политических деятелей, но выше всего ставит простонародную мудрость массы людей, которая своими руками творит историю, творит ее ...