Исторические материалы » Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки

Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки
Страница 2

Одна из характерных черт истории феодального строя в странах Азии и Африки - его многоукладность, длительное существование пережитков патриархальных отношений и рабовладельческого уклада. Особенно долго пережитки патриархального общества сохранялись в Африке и среди некоторых кочевых народов Азии. Что касается рабства, то В.И. Ленин говорил об этом в 1919 г.: "У наименее развитых народов следы рабства остались еще и теперь, и учреждения рабства, например, в Африке, вы найдете и сейчас". В Китае последний императорский указ об отмене рабства был издан незадолго до революции 1911 г., что еще не означало полной ликвидации рабовладения; в Эфиопии официальная отмена рабства произошла в 1942 г., в Саудовской Аравии рабство отменено лишь в 1962 г. Старая монета www.coinsrussia.ru.

О значительном использовании труда рабов при зарождении феодальных производственных отношений свидетельствует множество исторических документов. Это вызвало в наше время споры между историками в связи с проблемой определения характера общества. Так, некоторые прогрессивные японские историки считают аграрный строй Японии VII-IX вв. рабовладельческим. Не совпадают взгляды ученых и на характер социально-экономического строя арабского общества во время образования халифата. Наименее изучено значение рабовладения

в истории племен и народов, обитавших южнее Сахары. Все это не опровергает того факта, что основными и ведущими среди производственных отношений средневековья стали отношения феодальные.

Поскольку основой феодальной экономики было сельское хозяйство, в раннее средневековье велась острая борьба за установление монопольной собственности господствующего класса на землю и утверждение экономической и внеэкономической зависимости непосредственного производителя. Для феодальных производственных отношений характерно господство крупной земельной собственности, сосредоточенной в руках класса феодалов. В то же время одна из важнейших черт феодализма заключается в сочетании крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством крестьян, которым феодалы или феодальные государства передавали в держание свои земли. Крестьянин при феодализме владеет основным средством производства - землей и является собственником орудий труда и рабочего скота, причем объем его прав на землю варьировался от краткосрочной аренды до наследственного владения.

В связи с тем, что только находящаяся в руках крестьянина земля приносила доход, и феодальные государства, и отдельные феодалы непосредственно были заинтересованы в том, чтобы землю передавать крестьянам для обработки. Доход феодала от его земель зависел от исправности и благосостояния крестьянской общины и крестьянского хозяйства. Эти важные обстоятельства обусловили необходимость заботы феодального государства и отдельных феодалов о состоянии крестьянского хозяйства, а в целом заботы об общественных работах по строительству и содержанию оросительных систем.

Крупная феодальная собственность складывалась в течение длительного времени различными способами, чаще родоплеменная верхушка или богатые общинники захватывали сверх наследственных наделов земли и изымали их из общих переделов или же обеспечивали обработку нови или земель общего пользования (выгонов, пастбищ) и превращали в собственность. Например: в Индии в законодательных актах II-V вв. появились статьи, согласно которым человек, пользующийся землей в течение 20 лет, становился собственником. В Аравии основным условием установления собственности было оживление мертвой земли и обеспечение ее обработки в течение трех лет.

Были нередки случаи, когда правители дарили земельные владения отдельным лицам за различные заслуги на определенных условиях. Кроме того иногда в ходе народных движений участники восстаний присваивали земли бывших хозяев.

К категории привилегированных владений относились земли храмов, различных духовных, благотворительных и общественных заведений.

Крупные монастырские хозяйства сложились в Китае и Японии. В Индии во владении храмов и духовенства находились по несколько тысяч деревень.

Страницы: 1 2 3 4 5

Роль принятия христианства
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки ...

Скульптура
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и ...

Либеральное движение в конце XIX в.
При Александре III либеральное движение переживало трудные времена. Министр внутренних дел Д.А.Толстой борьбу с земским либерализмом сделал одним из направлений своей политики. "Земский союз" вынужден был прекратить свою деятельность. Вскоре последовала земская контрреформа. Многие земские работники в то время ушли в "ма ...