Возникновение феодальных отношений в странах Азии и АфрикиСтраница 2
Одна из характерных черт истории феодального строя в странах Азии и Африки - его многоукладность, длительное существование пережитков патриархальных отношений и рабовладельческого уклада. Особенно долго пережитки патриархального общества сохранялись в Африке и среди некоторых кочевых народов Азии. Что касается рабства, то В.И. Ленин говорил об этом в 1919 г.: "У наименее развитых народов следы рабства остались еще и теперь, и учреждения рабства, например, в Африке, вы найдете и сейчас". В Китае последний императорский указ об отмене рабства был издан незадолго до революции 1911 г., что еще не означало полной ликвидации рабовладения; в Эфиопии официальная отмена рабства произошла в 1942 г., в Саудовской Аравии рабство отменено лишь в 1962 г. Старая монета www.coinsrussia.ru.
О значительном использовании труда рабов при зарождении феодальных производственных отношений свидетельствует множество исторических документов. Это вызвало в наше время споры между историками в связи с проблемой определения характера общества. Так, некоторые прогрессивные японские историки считают аграрный строй Японии VII-IX вв. рабовладельческим. Не совпадают взгляды ученых и на характер социально-экономического строя арабского общества во время образования халифата. Наименее изучено значение рабовладения
в истории племен и народов, обитавших южнее Сахары. Все это не опровергает того факта, что основными и ведущими среди производственных отношений средневековья стали отношения феодальные.
Поскольку основой феодальной экономики было сельское хозяйство, в раннее средневековье велась острая борьба за установление монопольной собственности господствующего класса на землю и утверждение экономической и внеэкономической зависимости непосредственного производителя. Для феодальных производственных отношений характерно господство крупной земельной собственности, сосредоточенной в руках класса феодалов. В то же время одна из важнейших черт феодализма заключается в сочетании крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством крестьян, которым феодалы или феодальные государства передавали в держание свои земли. Крестьянин при феодализме владеет основным средством производства - землей и является собственником орудий труда и рабочего скота, причем объем его прав на землю варьировался от краткосрочной аренды до наследственного владения.
В связи с тем, что только находящаяся в руках крестьянина земля приносила доход, и феодальные государства, и отдельные феодалы непосредственно были заинтересованы в том, чтобы землю передавать крестьянам для обработки. Доход феодала от его земель зависел от исправности и благосостояния крестьянской общины и крестьянского хозяйства. Эти важные обстоятельства обусловили необходимость заботы феодального государства и отдельных феодалов о состоянии крестьянского хозяйства, а в целом заботы об общественных работах по строительству и содержанию оросительных систем.
Крупная феодальная собственность складывалась в течение длительного времени различными способами, чаще родоплеменная верхушка или богатые общинники захватывали сверх наследственных наделов земли и изымали их из общих переделов или же обеспечивали обработку нови или земель общего пользования (выгонов, пастбищ) и превращали в собственность. Например: в Индии в законодательных актах II-V вв. появились статьи, согласно которым человек, пользующийся землей в течение 20 лет, становился собственником. В Аравии основным условием установления собственности было оживление мертвой земли и обеспечение ее обработки в течение трех лет.
Были нередки случаи, когда правители дарили земельные владения отдельным лицам за различные заслуги на определенных условиях. Кроме того иногда в ходе народных движений участники восстаний присваивали земли бывших хозяев.
К категории привилегированных владений относились земли храмов, различных духовных, благотворительных и общественных заведений.
Крупные монастырские хозяйства сложились в Китае и Японии. В Индии во владении храмов и духовенства находились по несколько тысяч деревень.
Политика первых киевских князей. Х век
После Олега (879-912) княжил Игорь, которого называют Игорем Старым (912-945) и считают сыном Рюрика. После его гибели во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга. Летописи характеризуют княгиню Ольгу как мудрую и энергичную ...
Политическое развитие Сербии в 1833–1860 гг.
Самодержавная политика сербского князя, отсутствие правовой защиты личности и имущества вызвали резкое недовольство всех слоев населения. Оппозицию Милошу организовали богатые торговцы и высокопоставленные чиновники, добившиеся ограничения власти князя, введения конституции (устав), за что получили название уставобранителей (борцы за ко ...
Царская власть
Что же касается царской власти, то царская власть Селевкидов не была ни национальной, ни территориальной. В соответствии с греческими концепциями она имела персональный характер. Basileus («царь») для грека — это тот, выше которого никто не стоит. Зевс — basileus («царь») богов и людей. Чтобы выразить мысль, что миром правит закон, пози ...