Болонский университет
Страница 1

Болонский университет, официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе. Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще с давних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатных и богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование. Согласно древней легенде, уже в 433 году император Феодосий основал в Болонье высшую юридическую школу. Правда, эта легенда не пользуется доверием у ученых: скорее всего она была придумана в XIII веке теми юристами, которые хотели того, чтобы часть основанного к тому времени университета принадлежала императорам Священной римской империи.

Поэтому по-настоящему первым, кто занялся в Болонье преподаванием, считается доктор права Пепо, известный в летописях как legis doctor. Его лекции, однако, не пользовались особой популярностью. Зато больших высот добился его последователь Ирнерий, открывший в 1088 году специальную Болонскую юридическую школу.

Лекции Ирнерия не замедлили принести школе скорую популярность. У него появилось множество учеников, среди которых особенно выделяются четыре доктора права: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Очень скоро болонские профессора приобрели широкую известность и приобрели преимущество над другими учеными городами. Есть несколько причин такого успеха. Во-первых, научные преимущества метода преподавания. Болонские юристы совершили переворот в изучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток к риторике, а как самостоятельный предмет, и притом не отрывочно, а в полном объеме. И во-вторых, покровительство германского императора Фридриха І, бывшего в то же время королем Ломбардии. Император был весьма заинтересован в поощрении занятий римским правом, на авторитет которого всегда можно было опереться в случае различных домогательств короны.

В 1158 г. Фридрих І торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующие льготы:

1. Свободно путешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимости поэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами;

2. Подлежать в городе исключительно суду профессоров или епископа.

Местоположение Болоньи, ее здоровый климат, богатство города, сам его статус благодаря недавно полученной автономии – все это объясняет причины чрезвычайной популярности юридической школы. Наряду с молодежью, люди уже зрелого возраста, часто оставив на родине семью, занятие, почетное положение стремятся в Болонью, чтобы сделаться scolarii. Дети коронованных особ, и те посылались в этот город для изучения права и изящных искусств. Популярность школы объясняется также тем, что в недра "фельзинского храма премудрости", как величали Болонский университет во времена Ирнерия и Аккурсия, допускались и женщины и, что самое главное, не только к слушанию лекций, но и в качестве преподавательниц (лектрисс).

Наметилась также основная черта, отличающая всю средневековую университетскую историю: корпоративное, цеховое начало было так сильно в те времена, что и университет, в сущности, являлся двумя объединенными цехами. Оба этих цеха, "учащихся" и "учащих", в зависимости от нации и специальности входящих в них лиц, подразделялись на более мелкие категории. В Болонье, в частности, было четыре нации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ века университет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским, основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со дня своего образования имел две особенные черты, вытекающие из самих условий его образования:

1. Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь, подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора; обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались нигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободными лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

Страницы: 1 2

Правление Александра 1. Реформы начала царствования. Деятельность Сперанского.
После убийства императора Павла 1 на российский престол взошёл его старший сын Александр. Воспитанный лично Екатериной 2, он получил блестящее образование. В первые годы правления А1 хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств и понимал необходимость некоторой модернизации страны. Был ...

Князь и сословия
Ярослав Мудрый являлся правителем государства, население которого было иерархически и сословно структурировано. Основным сословно-образующим фактором были служба князю в составе дружины, податное состояние, юридический статус зависимости. Первым сословием была дружина, вторым бояре, третьим свободное население – местная знать, городское ...

Накопление знаний.
Конец XV–XVI в. – время накопления теоретических и особенно практических знаний. Масштабное строительство требовало углубления знаний в области математики и механики. Ценные географические сведения принесло на Русь путешествие тверского купца Афанасия Никитина 1466–1472 гг. в Индию – «Хождение за три моря». Географические статьи помещаю ...