Исторические материалы » Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики

Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
Страница 4

Первой попыткой установить тиранию в Афинах стал мятеж, организованный в 634 году до н. э. победителем Олимпийских игр аристократом Килоном. Вместе со своими приверженцами он попытался захватить Афины, но потерпел поражение и был заперт на Акрополе. Килону удалось бежать, но его сподвижники сдались афинянам и были казнены.

Последствием «Килоновой смуты» стало создание письменных законов, составленных аристократом Драконтом и в 621 году до н. э. и утвержденных ареопагом. «Драконтовы законы» отменяли кровную месть, которая бытовала среди знатных фамилий, привели в порядок судебную систему. Но вместе с тем, вводили невиданные по своей жестокости наказания за преступления против частной собственности.

В 594 году до н. э. высшим должностным лицом Афин был избран аристократ и известный поэт Солон, который обладал правом создавать законы и прославился как реформатор. Он понимал, что если не избавить Афины от двух основных язв, долгов и кабального рабства, в городе рано или поздно будет установлена тирания. Чтобы избежать этого, Солон издал ряд важных законов. Первым делом он ужесточил ответственность за попытку установления тирании. Затем были отменены долги и упразднено кабальное рабство — все афиняне, превращенные в рабов за долги, обрели свободу. Те, кого за долги продали за границу, были выкуплены за счет государства. Вся заложенная за долги земля возвращалась общине и была заново разделена между гражданами.

Солон разделил всех граждан на 4 категории в зависимости от их состояния. Более богатые обладали большими правами, но обладали и большими обязанностями.

Однако реформы Солона только временно ослабили напряженность и, в конечном итоге, не устраивали никого. Аристократы смогли сохранить крупные земельные наделы и были готовы в любой момент взять реванш, а бедные общинники были недовольны тем, что не получили таких же политических прав, как богатые.

Афинское общество раскололось на две партии: сторонники земельной знати, крупные ремесленники и купцы схлестнулись с обедневшими крестьянами из горных областей Аттики. В конце концов партию крестьян возглавил аристократ Писистрат, который в 560 году до н. э. с их помощью захватил власть в Афинах и стал тираном.

Писистрат начал свою деятельность с того, что раздал народу землю, которая принадлежала его врагам, бежавшим из Аттики. Затем он ввел дешевые государственные кредиты для крестьян. Это привлекло на его сторону много малоимущих и разорившихся землевладельцев. Были созданы выездные суды для разбора спорных земельных и гражданских дел. Для пополнения казны полиса вводился обязательный налог: землевладельцы должны были отдавать государству одну десятую часть урожая. Писистрат активно создавал новые колонии. Он закрепился на побережье, что способствовало освоению выходцами из Аттики международных торговых путей.

Также Писистрат распространил влияние Афин на главную святыню ионян — храм Аполлона. Народный культ бога Диониса оттеснил аристократического бога Аполлона и стал государственным. При Писистрате в Афинах развернулось большое строительство, был проведен водопровод, что дало возможность бесперебойно снабжать город водой. Были проложены дороги из города в пригороды.

Писистрата дважды изгоняли из города, но он вновь возвращался и становился тираном. Однако после его естественной смерти в 527 году до н. э. сыновья Гиппий и Гиппарх не смогли удержать власть в своих руках. В 514 году до н. э. Гиппарх был убит заговорщиками, а спустя 3 года спартанчы захватили Афины и при помощи самих афинян свергли Гиппия. Он и его дети были объявлены вне закона и навечно изгнаны из города.

Чтобы впредь обезопасить Афины от тирании, вождь демоса аристократ Клисфен в течение 509—507 годов до н. э. провел ряд важных реформ, которые заложили основы полисной демократии.

Клисфен разделил Аттику на 30 территориальных округов — триттий. Широкие массы сельского населения были объединены в демы. Аттика делилась на сто демов. Это были хозяйственные, административные, религиозные, военные и политические объединения. В демах велись гражданские и военные списки. При обозначении своего имени гражданин ставил имя отца, затем название дема.

При Клисфене должностные лица избирались и отчитывались за свои действия. Это было показателем афинской демократии. При Клисфене была введена такая мера как «остракизм» — своеобразное тайное голосование (слово «остракизм» происходит от названия глиняного черепка — остраконе). На глиняном черепке каждый голосующий писал имя человека, который казался ему опасным для государства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Татарское иго и его последствия.
Русь не вошла в состав Золотой Орды, но практически над всей ее территорией установилась система татарского владычества. Население было обложено тяжелой данью, которую первоначально собирали баскаки. Постоянной угрозой стали татарские набеги, сопровождавшиеся опустошениями и уводом населения, как правило, квалифицированных ремесленников ...

Религиозное развитие.
Достижения древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Несомненно определяющую роль в жизни индийцев играла религия. Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует более 80% населения. О мифологических и религиозных представлениях того времени можно судить по Ве ...

Военная реформа
Первое, изданное почти в самом начале нового царствования , было Воинский устав, который вводил различные перемены в устройстве всего войска. Они касались преобразования гвардии и переустройства всей армии , в частности пехоты и кавалерии , для которой с учетом опыта Семилетней войны были изданы новые уставы. Ядро армии , пехота , кава ...