Исторические материалы » Сербия в Новое время » Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи

Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи
Страница 1

Турецкое завоевание в истории Сербии сыграло отрицательную роль, нарушив и задержав ход нормального общественно-экономического развития. Прилив населения, бежавшего от турков в горные лесные районы, привел к увеличению числа жителей Черногории. Одновременно шло заселение опустевших земледельческих районов спускавшимися с гор скотоводами-влахами, которые постепенно оседали на новых местах и переходили к земледелию. В то же время происходила колонизация ряда районов турками, выходцами из Малой Азии. Эти процессы в итоге привели к значительным переменам в этническом составе ряда областей Сербии.

Система феодальных отношений, установившаяся на сербских землях после турецкого завоевания и известная как военно-ленная, сложилась в результате взаимодействия общественных отношений привнесенных турками-османами, и феодальных порядков, существовавших в Сербии накануне турецкого завоевания.

Большая часть земельной площади Османской империи принадлежала государству, и передавалась для обработки в военные лены спахиям (спахиями или по-турецки сипахами на Балканах именовали всех турецких феодалов-ленников). Кроме того, имелись вакуфы – владения религиозных и общественных учреждений на правах неограниченной феодальной собственности. На таких же условиях имели владения мюльки – частные лица, которых было крайне мало. Особенностью турецкой феодальной системы являлось активное вмешательство центральной власти во внутренние отношения на частновладельческих землях. Так, турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты феодалов и их взаимоотношения с крестьянами.

Феодальный класс на завоеванных землях состоял в основном из мусульман, хотя в большинстве случаев это были не турки-османы, а потурченцы. – сербы, принявшие ислам. Стремясь спасти свое имущество и привилегии, в ислам перешло достаточно много сербских феодалов. Турецкое завоевание не привело к полному уничтожению господствующего класса Сербского государства. В ХV – начале XVI в. в сербских землях сохранялось и значительное количество мелких феодалов-христиан, которые стали военными ленниками. С течением времени они теряли свои земли или переходили в ислам. Уже к началу XVII в. феодалы-христиане сошли с исторической арены, вытесненные феодалами-мусульманами.

Подавляющее большинство населения сербских земель составляло феодально-зависимое крестьянство, которое называлось в Турции «райя» – стадо. Крестьяне владели наследственно своими наделами. Все мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный налог – харач. Феодалы собирали в свою пользу денежный налог, натуральную десятину, а также целый ряд других поборов, которые различались по величине и форме и зависели от местных условий и обычаев.

Значительную часть сельского населения после турецкого завоевания составляли скотоводы-влахи. Особенно много скотоводческих катунов находилось в северной, придунайской части Сербии и южной ее части, где скотоводы были преобладающим населением. Во второй половине XVI в. в пограничных, северных районах Сербии влахи часто использовались в качестве военной силы, составляя отряды войнуков.

С конца XVI в. после тяжелого периода турецких набегов и войн начали постепенно восстанавливаться сербские города. Наиболее крупным ремесленным и торговым центром Сербии был город Белград, взятый османами в 1521 г., который являлся в то же время главным опорным пунктом турок на Дунае. Через Белград шли торговые пути из Турции в европейские страны. Город имел развитое ремесленное производство, обслуживавшее в значительной мере турецкое войско. Во многих областях появились некоторые новые виды ремесел, особенно связанные с военным делом и строительством. Ими занимались, главным образом, ремесленники-мусульмане, да и все городское ремесло было организовано по турецкому образцу.

После турецкого завоевания широко распространились цеховые корпорации ремесленников. Это были цехи восточного типа – эснафы, которые представляли собой замкнутые корпорации отдельно для мусульман и христиан. Деятельность эснафов регламентировалась государством. Их права и привилегии фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). В цеха были объединены не только ремесленники, но и торговцы. Города делились на кварталы – махалы, в каждом из которых жило население одной или сходных профессий. Городские общины пользовались некоторым самоуправлением в церковных и других внутренних делах.

Страницы: 1 2 3 4

Октябрьская Революция. Переход власти к Советам
На VI съезде партия большевиков приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти. Правые силы активизируют усилия по установлении в стране военной диктатуры. К концу лета все явственнее стала проявляться несостоятельность экономической политики временного ...

Лаврентьевская летопись
Она считается относительно лояльно настроенной по отношению к Орде. Обычно это объясняется тяжелыми условиями ига на северо-востоке, где писать правду об Орде было слишком опасно. Не споря с этим заведомо неверном положением (Серапион создавал свои "Слова" именно на северо-востоке), отметим, что Лаврентьевская летопись характе ...

Культура России во второй половине 19 века.
Культура России второй половины XIX начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века" предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравс ...