Исторические материалы » Сербия в Новое время » Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи

Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи
Страница 1

Турецкое завоевание в истории Сербии сыграло отрицательную роль, нарушив и задержав ход нормального общественно-экономического развития. Прилив населения, бежавшего от турков в горные лесные районы, привел к увеличению числа жителей Черногории. Одновременно шло заселение опустевших земледельческих районов спускавшимися с гор скотоводами-влахами, которые постепенно оседали на новых местах и переходили к земледелию. В то же время происходила колонизация ряда районов турками, выходцами из Малой Азии. Эти процессы в итоге привели к значительным переменам в этническом составе ряда областей Сербии.

Система феодальных отношений, установившаяся на сербских землях после турецкого завоевания и известная как военно-ленная, сложилась в результате взаимодействия общественных отношений привнесенных турками-османами, и феодальных порядков, существовавших в Сербии накануне турецкого завоевания.

Большая часть земельной площади Османской империи принадлежала государству, и передавалась для обработки в военные лены спахиям (спахиями или по-турецки сипахами на Балканах именовали всех турецких феодалов-ленников). Кроме того, имелись вакуфы – владения религиозных и общественных учреждений на правах неограниченной феодальной собственности. На таких же условиях имели владения мюльки – частные лица, которых было крайне мало. Особенностью турецкой феодальной системы являлось активное вмешательство центральной власти во внутренние отношения на частновладельческих землях. Так, турецкое законодательство строго регламентировало величину ренты феодалов и их взаимоотношения с крестьянами.

Феодальный класс на завоеванных землях состоял в основном из мусульман, хотя в большинстве случаев это были не турки-османы, а потурченцы. – сербы, принявшие ислам. Стремясь спасти свое имущество и привилегии, в ислам перешло достаточно много сербских феодалов. Турецкое завоевание не привело к полному уничтожению господствующего класса Сербского государства. В ХV – начале XVI в. в сербских землях сохранялось и значительное количество мелких феодалов-христиан, которые стали военными ленниками. С течением времени они теряли свои земли или переходили в ислам. Уже к началу XVII в. феодалы-христиане сошли с исторической арены, вытесненные феодалами-мусульманами.

Подавляющее большинство населения сербских земель составляло феодально-зависимое крестьянство, которое называлось в Турции «райя» – стадо. Крестьяне владели наследственно своими наделами. Все мужчины-христиане уплачивали в султанскую казну подушный налог – харач. Феодалы собирали в свою пользу денежный налог, натуральную десятину, а также целый ряд других поборов, которые различались по величине и форме и зависели от местных условий и обычаев.

Значительную часть сельского населения после турецкого завоевания составляли скотоводы-влахи. Особенно много скотоводческих катунов находилось в северной, придунайской части Сербии и южной ее части, где скотоводы были преобладающим населением. Во второй половине XVI в. в пограничных, северных районах Сербии влахи часто использовались в качестве военной силы, составляя отряды войнуков.

С конца XVI в. после тяжелого периода турецких набегов и войн начали постепенно восстанавливаться сербские города. Наиболее крупным ремесленным и торговым центром Сербии был город Белград, взятый османами в 1521 г., который являлся в то же время главным опорным пунктом турок на Дунае. Через Белград шли торговые пути из Турции в европейские страны. Город имел развитое ремесленное производство, обслуживавшее в значительной мере турецкое войско. Во многих областях появились некоторые новые виды ремесел, особенно связанные с военным делом и строительством. Ими занимались, главным образом, ремесленники-мусульмане, да и все городское ремесло было организовано по турецкому образцу.

После турецкого завоевания широко распространились цеховые корпорации ремесленников. Это были цехи восточного типа – эснафы, которые представляли собой замкнутые корпорации отдельно для мусульман и христиан. Деятельность эснафов регламентировалась государством. Их права и привилегии фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). В цеха были объединены не только ремесленники, но и торговцы. Города делились на кварталы – махалы, в каждом из которых жило население одной или сходных профессий. Городские общины пользовались некоторым самоуправлением в церковных и других внутренних делах.

Страницы: 1 2 3 4

 Предпосылки к возникновению и история развития монофизитства
Основной темой христологических споров 5 – 6 вв. было не само по себе наличие во Христе двух природ, но то, как они соединяются: как именно вторая божественная ипостась — Логос — соединяется с человеческой душой и телом Иисуса. Опасность нес любой односторонний подход, независимо от того, какая из двух природ Христа преувеличивалась — б ...

Педагогическая деятельность
"Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, по ...

Присоединение к московскому государству других княжеств и создание единого Российского государства
В 1482 году великий князь присоединил к Москве Пермь с ее областью, простиравшейся до Уральских гор. Пермь уже была подчинена Москве еще во времена Дмитрия Донского. Но это не было полным подданством. Новгородцы тоже считали Пермь своим владением. Иван Васильевич послал на Пермь сильное войско под предводительством Федора пестрого, кот ...