Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской
империиСтраница 2
В новых условиях предпочтение отдавалось развитию металлообрабатывающего ремесла, кожевенного, производства некоторых видов текстильных изделий. Нуждаясь в различных видах оружия для армии, Порта старалась оживить горное дело в сербских землях, однако не смогла предотвратить начавшийся упадок большинства рудников. В итоге такой крупный центр горного дела, как город Ново-Брдо, не только прекратил свою деятельность, но и лишился христианских жителей, вместо которых поселились мусульмане. Хотя доходы от рудников составляли «султанский хас», турецкое правительство не проявляло достаточной заботы о поддержании этой отрасли, и к началу XVII в. она утратила свое прежнее значение.
Положение христианской церкви оказавшейся под турецким господством значительно изменилось. Она потеряла некоторую часть своих обширных владений, однако крестьяне, жившие на монастырских землях, как и до турецкого завоевания, продолжали платить налоги духовным феодалам и нести повинности. Подавляющая часть населения Сербии исповедовала православие. Некоторое время сербская церковь подчинялась Охридской архиепископии, которая сохраняла автономию в составе Константинопольской патриархии. Это вызывало большое недовольство сербского духовенства. Благодаря связям с некоторыми турецкими чиновниками и военачальниками, в частности с великим визирем Мехмедом Соколовичем – этническим сербом, в 1557 г. сербский патриарший престол был восстановлен. Центром его стал Печ – город в южной части Сербии, а первым патриархом был избран брат Мехмеда Соколовича – Макарий. В управлении Печской патриархии находилась православная церковь Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, южной части Венгрии и Трасильвании, а также Северной Македонии и Западной Болгарии. Султанские бераты обеспечивали неприкосновенность церковного и монастырского имущества и земельных владений при условии, что церковь делала определенные взносы в казну.
Восстановление Печской патриархии имело большое положительное значение для сербов. В условиях иноземного господства общественные и политические функции церкви значительно возросли. Православная церковь продолжала сохранять национальные традиции и духовные ценности сербского народа, духовенство принимало самое активное участие в освободительном движении.
В период правления султана Сулеймана Законодателя, или Великолепного (1520–1566) были завершены самые крупные завоевания турок в Европе, Азии и Африке. Османская империя достигла своего наибольшего территориального расширения. Однако вскоре после этого, уже в конце XVI в., появились первые признаки упадка могущественного Турецкого государства. В XVII в. налицо были существенные изменения, как во внутренних отношениях, так и в международном положении Турции. Этот упадок выразился в постепенном ослаблении центральной власти и росте сепаратистских тенденций у местных пашей и чиновников, в оскудении государственных финансов, а также в ряде изменений в аграрных и общественных отношениях.
Основной причиной начавшегося упадка Османской империи был кризис ее экономики и прежде всего военно-феодального устройства. B XVII в. довольно интенсивно стал развиваться процесс читлучения. Термин «чифлик» переводится как баштина, т. е хозяйство, которым владел крестьянин. Выполняя определенные обязанности в пользу феодала, он мог завещать или продать свою землю. Владения спахиев представляли собой лены, приносившие строго определенный доход в виде натуральных и денежных податей. Барщины в пользу спахиев крестьяне не несли. Таким образом, права крестьянина-владельца были шире, чем права спахиев.
С течением времени участие в войнах становилось малодоходным и все более опасным мероприятием, у турецких господ и янычар повысилась заинтересованность в увеличении доходов от земельных владений, появилось стремление выжать больше доходов из крестьян, усилить эксплуатацию райи. Новой фигурой в системе аграрных отношений Османской империи стал янычар-ага, который постепенно присваивал крестьянские права и превращал (читлук) чифтлик в собственное хозяйство (сахибию), а крестьян заставлял нести барщину.
К концу XVIII в. в сербской деревне главным хозяином стал феодал – турок (спахия), на которого работали крестьяне. Процесс читлучения подрывал всю экономическую систему Османской империи.
Изгнание французов.
Положение завоевателей в Москве становилось все более тяжелым. «В течение шестинедельного отдыха Главной армии при Тарутине партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля, отняв все продовольствие; уже под Москвою должен был неприятель питаться лошадиным мясом,»—писал Кутузов.[23]
В тот день, когда французы вошли в Москву, в городе ...
Норманская теория и антинорманизм
Норманская теория – один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалас ...
Русь в период феодальной раздробленности. Причины перехода к феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.
Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения - вотчин - в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические ...
