Исторические материалы » Сербия в Новое время » Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи

Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи
Страница 4

Война между Австрией и Турцией продолжалась до 1699 г. и завершилась Карловацким миром, положившим начало освобождению балканских народов от османского ига.

Сербские земли под властью турок в XVIII в.

Рост антитурецкого движения в Сербии в конце XVII в. заставил Порту осуществить ряд мер, которые по ее расчетам, должны были остановить развитие политической активности населения этих областей. Одной из таких мер было заселение опустевших юго-западных окраин сербских земель албанцами-мусульманами. Этот процесс наиболее активно шел в Старой Сербии – в Косово и Метохии. Он привел к значительным изменениям этнического состава жителей этого района и антагонизму между старым и новым населением, между христианами и мусульманами. Другой мерой была политика, направленная на ограничение политической деятельности высшего православного духовенства. В 1766 г. была ликвидирована Печская патриархия. Сербская церковь стала подчиняться Константинопольской патриархии. Это нанесло тяжелый удар по высшему православному духовенству. Южнославянские народы лишились института, который способствовал их духовной и национальной консолидации.

В течение XVIII в. северная часть Сербии благодаря оживлению дунайского торгового пути все заметнее связывалась со странами Центральной Европы, в первую очередь с югославянскими и венгерскими владениями Австрийской монархии. Этому способствовала и 20-летняя оккупация Габсбургами северной Сербии после очередной австро-турецкой войны I7I6–I7I8 гг. Войну завершил Пожаревацкий мирный договор, по которому подданные Габсбургов получили право свободной торговли во всех владениях Османской империи. В итоге сербы, проживавшие в Австрии, сумели расширить свои торговые связи с балканскими землями, которые поддерживались, прежде всего, через Сербию. Город Белград был главным опорным пунктом, через который шел торговый путь из габсбургских владений в балканские земли.

После очередной австро-турецкой войны (1737–1739) был заключен Белградский договор, по которому Австрия возвратила северную часть Сербии (бывший Смедеревский санджак) Турции. Эта территория была превращена в особую административную единицу – Белградский пашалык. Неудачная для Австрии война ослабила ее политическое влияние на Сербию, и с середины XVIII в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России.

В 1787 г. началась русско-турецкая война, в которую вскоре вступила и связанная союзным договором с Россией Австрия. Начало войны послужило толчком к развитию антитурецкого движения в Сербии. Были сформированы специальные добровольческие отряды, участвовавшие в боевых действиях против турок. Одним из организаторов четнического движения был зажиточный торговец Коча Анжелкович, по имени которого освободительное движение сербов стало называться Кочиной войной. Но успехи этих партизанских отрядов были непродолжительными. Летом 1788 г. крупные турецкие части предприняли наступление в Сербии и вынудили восставших сложить оружие. В конце 1790 г. австрийские войска вынуждены были уйти из сербских земель и в 1791 г. был заключен Систовский мирный договор, по которому между ними сохранялись старые границы. Так закончилась последняя австро-турецкая война, итоги которой вызвали большую неудовлетворенность сербского народа.

Страницы: 1 2 3 4 

Отечественная война 1812 года
В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилёву, где он после боя под Салтановкой перешёл Днепр и 3 августа соединился с 1-й западной армией Баркл ...

Опричнина, ее цели
Главной целью опричнины было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине - второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Иоанна Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избр ...

Монофизитство после Халкидонского собора
Значение Халкидонского Собора в истории и богословии велико и неоспоримо. Если Собором Ефесским 431 г. были осуждены крайности Антиохийского богословия, то Халкидонский Собор 451 г. осудил крайности богословия Александрийского. С устранением Александрийского монофизитства и Антиохийского несторианства утверждается, как идущее средним пу ...