Исторические материалы » Сербия в Новое время » Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи

Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской империи
Страница 3

Изменения в общественно-экономическом строе Османской империи сопровождались социальной напряженностью, как в городе, так и в деревне, что еще больше усиливало религиозный антагонизм между мусульманами и христианами.

На протяжении XVII–ХVIII вв. в Сербии не раз вспыхивали восстания. Они проявлялись в двух основных формах: в гайдуцком движении – партизанской борьбе против своих поработителей и восстаниях против турецкого правительства и феодалов. Во время турецкого господства существовали районы, где постоянно обитали гайдуцкие отряды (четы). Однако их разрозненные выступления не приносили успеха, поэтому сербы стремились соединить свои антиосманское выступления с войнами, которые вели европейские государства против Турции.

Сербские земли в период австро-турецких войн в конце XVI–ХVIII вв.

В конце XVI в. Австрия, Испания, Итальянские государства, римская курия начали оказывать более действенный отпор экспансии Турции.

В 1593 г. султан Мурад III начал войну против Австрии. Император Рудольф II вынужден был воевать без союзников, надеясь на то, что покоренные народы будут содействовать австрийцам в этой войне. И они не ошиблись в своих расчетах. Уже в 1594 г. на борьбу против османов поднялись сербы области Банат. К концу года, достигнув довольно внушительных побед, повстанцы все же не смогли противостоять регулярным турецким войскам, и восстание было разгромлено. В течение 1597–1598 гг. в различных районах Южной Сербии вспыхивали восстания.

В первой половине ХVII в. Габсбурги старались сохранять с Портой мирные отношения, однако уже со второй половины ХVII в. Турция почти беспрерывно вела войны против Венеции, Габсбургов, Польши и России.

После перехода части Украины под власть России последняя стала противодействовать татаро-турецкой агрессии на своих южных границах. Борьба за выход к Черному морю приобретала первостепенное значение в ее внешней политике. В связи с этим усилился интерес к судьбе угнетенных православных народов. Покровительство русской православной церкви стало одним из путей распространения русского политического влияния на сербов. Поездки в Москву духовных лиц, в том числе и печского патриарха Гавриила, способствовали установлению политических связей сербов с русским двором.

Вступление России в «Священную лигу» в 1687 г. оживило надежды сербов и других православных народов на освобождение. В этом же году высшим сербским духовенством была сделана попытка установить связи с русским правительством. В 1688 г. в Москву прибыл архимандрит Исаия с грамотами от валашского господаря и печского патриарха Арсения III Черноевича. В грамотах описывалось тяжелое положение православных народов в Турции, и содержались просьбы двинуть против нее русские войска для освобождения христианских народов.

В 1688 г. в результате очередной австро-турецкой войны австрийскими войсками был взят город Белград. Сербские повстанческие отряды активно участвовали в боевых действиях против турков. В северо-восточной Сербии в 1689 г. действовал отряд под руководством Г. Бранковича, который сумел освободить большую часть северных сербских земель. Одновременно австрийские войска продвигались в глубь сербских земель, получая большую помощь от гайдуков и местных жителей. В конце 1689 г. правительство Османской империи фактически потеряло власть над Сербией и северной Македонией. Однако эти успехи были недолгими, вскоре крупные военные силы турок разгромили повстанцев и заставили отступить австрийские войска. Вместе с войсками, спасаясь от мести, стало уходить и мирное население.

Возвращение турок сопровождалось неслыханной по жестокости расправой над местным населением. В сербских источниках того времени описания турецкой мести возводятся до масштабов разорения и гибели всей земли сербской. Вслед за отступающей австрийской армией огромные толпы беженцев двинулись на север к Белграду, а затем начали переправляться через Дунай и Саву и распространяться по южным пределам бывшего Венгерского королевства. Вместе с беженцами покинул Сербию и патриарх Арсений III Черноевич.

Это так называемое «великое переселение» сербов было самой массовой миграцией (около 70 тыс.), и сыграло большую роль в истории сербского народа. В результате опустели обширные районы Центральной и Южной Сербии. Впоследствии эти земли (Косово и Метохия) были заселены албанцами-мусульманами. Принципиальное значение имел факт массового участия в переселении сербского духовенства вместе с патриархом Черноевичем. Духовенство продолжало играть доминирующую роль на территории расселения беженцев в Австрийской монархии. Здесь стали создаваться новые православные епархии, строиться внушительные соборы. Наличие этой хорошо организованной структуры было важно с точки зрения сохранения этнической обособленности и самобытности сербского меньшинства в чужой национальной и религиозной среде. Полученные от австрийского императора в ходе переселения привилегии давали сербам определенный юридический статус в многонациональном австрийском государстве. Впоследствии эти земли, названные Воеводиной, стали сосредоточением духовной и национальной жизни всего сербского народа.

Страницы: 1 2 3 4

Июльский политический кризис.
2 июля кадеты вышли из правительства из-за принятия им требований Украинской рады об автономии Украины.3-4 июля прошли массовые антиправительственные демонстрации рабочих и солдат Петрограда, в которых приняло участие до 500 тысяч человек. ВЦИК объявили демонстрации "большевистским заговором". Юнкера разогнали демонстрантов, п ...

Каменные изваяния
В массе схожих кочевнических погребений трудно определить христианское захоронение. С тех пор, как в Среднем Поднепровье прекратили сжигать покойников, отличить славянина от тюрка-кочевника стало возможным только по конструкции могильной ямы, по костям коня и положенным в могилу вещам, впрочем, не всегда. Крест как отличительная особенн ...

Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)
Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович) (18 .09. 1705— 11.10. 1783) Российский историк, профессор Императорской Петербургской Академии наук. Родился в пасторско - ученой семье. Его отец был ректором гимназии, мать — из семьи профессора теологии Бодинуса. По окончании гимназии в 1722 Миллер поступил в университет Ринтельна, а в 1724-25 об ...