Князь и княжеская власть в славянских племенах V–VII вв.
Страница 1

В начале этой главы автор пишет о переплетении судеб германцев и славян – индоевропейских народов, которое произошло во время Великого переселения народов. Свердлов говорит о том, что славяне могли участвовать в совместных военных действиях с германцами, например, с лангобардами и гепидами в Италии [Свод. Т. I. С. 188–191].

Далее автор говорит о том, что самодостаточная экономика славян прогрессировала, в результате этого создавался не только основной, но и прибавочный продукт. Поэтому в племени появлялись люди, занятые не только в материальном производстве, а в управлении и в профессиональной военной подготовке. Свердлов выделяет то, что основой экономической и социально-политической организации славян в VI – начале VII века было племя. Оно обеспечивало жизнь и деятельность всех соплеменников. Институт самоуправления и управления занимал верховное положение по отношению ко всем остальным племенным структурам.

Автор говорит о том, что понятие род сузилось до близких родственников, а понятие семья расширилось, приобрело вторичное значение – рабы, слуги. Это привело к формированию патриархальных семей (включая слуг и рабов). В процессе распада рода и эволюции семьи произошел распад племенного строя.

Далее Свердлов рассказывает нам о жилищах и поселениях славян. Говорит о том, что хозяйственная автономность малых семей и коллективный труд привели к формированию первобытной соседской общины (которая являлась переходом от родовой общины к соседской).

Ведя свое исследование, автор обращается к письменным источникам, в данном случае к трудам Прокопия Кесарийского, который писал о том, что у славян существовало коллективное самоуправление и высшим органом племенного самоуправления было народное собрание – вече. Оно принимало решение по наиболее важным делам. Развитая юридическая лексика говорит о прогрессивной системе правоотношений. В народном собрании участвовали только мужчины, так как именно они обеспечивали существование племени. Между народными собраниями менее важные дела решали старейшины.

Славяне вели войны между собой и с неславянскими государствами. Захваченное богатство они закапывали в землю, это приводило к образованию кладов. По данным лингвистических наблюдений видно, как раскрываются начальные формы имущественного неравенства, но имущественные различия еще не приводили к различиям социально-политических прав членов племени.

Рабство имело мягкие формы эксплуатации. Рабами были иноплеменники, попавшие в плен. Они становились вооруженными слугами или были заняты в материальном производстве. Рабы могли завести семью, господин являлся хозяином их жизни и имущества, имел право продать раба.

Накопление богатства (военная добыча), продажа пленников (рабов), расширение хозяйства (занятость в нем патриархальных рабов) способствовали соединению в славянском племенном обществе знатности и богатства.

Далее Свердлов говорит о социальной структуре племени, о знати (различалась по происхождению). Старейшина (староста) – славянская знать, мудрый человек, старший по возрасту, мужественный, знатный по наследственности. Решал вопросы ежедневной жизни племени. Витязь – княжеский дружинник, отличающийся мужеством, воинской доблестью. Князь – знатный человек, социально-политический и военный вождь племени. Воевода – военный предводитель, которым мог стать знатный или незнатный соплеменник, который отличался мужеством и опытом в военном деле. Во время войны князь мог избираться предводителем войска.

Все они принадлежали к знатным родам (в некоторых случаях исключением мог быть воевода) и создавали такие знатные рода. Им принадлежали большие патриархальные семьи – рода, в состав которых входили младшие члены семьи патриархальные рабы – челядь. Челядь обеспечивала экономическую и общественную стабильность славянской знати.

В результате этнокультурного и политического взаимодействия с германцами, славяне заимствовали термин князь, который вытеснил исконно славянский термин владыка (старший, глава, полновластный вождь).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в позднем племенном обществе князем избирался представитель знатного рода на народном собрании, для управления племенем. Он становился главой всего племени, наделялся исполнительной властью. Но при всем этом параллельно существовала власть совета старейшин, а над князем существовала верховная власть народного собрания.

Начала складываться форма добровольных подношений князю – дар – материальное обеспечение князя в мирное время. В древнейший период такой дар подразумевал добросовестное исполнение князем обязанностей вождя племени. Эта система податей объединяла избранного князя с его племенем как экономическое основание для обязательного исполнения им управленческих функций. В позднем племенном обществе такой дар становился формой признания рядовыми членами племени особого почетного положения князя. В древнерусский период эти виды добровольных натуральных подношений князю были продолжены и развиты в особых государственных податях – даре и почести.

Страницы: 1 2

Русская культура в конце XV–XVI вв.. Общее состояние.
В этот период русская культура развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции. Общество молодого растущего государства проникнуто реформаторскими идеями. Наиболее ярко тяга к преобразованиям проступил ...

Тарутинский марш-маневр.
Оставив столицу, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на правый ее берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров не знал направления движения. На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его рьяно пре ...

Национально-освободительная война русского народа в годы Смутного времени. Роль русской и православной церкви в спасении г-ва от иноземного завоевания,1 и 2 земское ополчение. К. Минин и Д. Пожарски
Измена "семибоярщины", грабежи и насилия польско-литовской шляхты, претензии короля Сигизмунда III на русский престол вызывали возмущение всех сословий Российского государства, В стране поднималось национально-освободительное движение против интервентов. Во главе первого ополчения стал думный дворянин Прокопий Ляпунов, который ...