Князь и княжеская власть в славянских племенах V–VII вв.
Страница 1

В начале этой главы автор пишет о переплетении судеб германцев и славян – индоевропейских народов, которое произошло во время Великого переселения народов. Свердлов говорит о том, что славяне могли участвовать в совместных военных действиях с германцами, например, с лангобардами и гепидами в Италии [Свод. Т. I. С. 188–191].

Далее автор говорит о том, что самодостаточная экономика славян прогрессировала, в результате этого создавался не только основной, но и прибавочный продукт. Поэтому в племени появлялись люди, занятые не только в материальном производстве, а в управлении и в профессиональной военной подготовке. Свердлов выделяет то, что основой экономической и социально-политической организации славян в VI – начале VII века было племя. Оно обеспечивало жизнь и деятельность всех соплеменников. Институт самоуправления и управления занимал верховное положение по отношению ко всем остальным племенным структурам.

Автор говорит о том, что понятие род сузилось до близких родственников, а понятие семья расширилось, приобрело вторичное значение – рабы, слуги. Это привело к формированию патриархальных семей (включая слуг и рабов). В процессе распада рода и эволюции семьи произошел распад племенного строя.

Далее Свердлов рассказывает нам о жилищах и поселениях славян. Говорит о том, что хозяйственная автономность малых семей и коллективный труд привели к формированию первобытной соседской общины (которая являлась переходом от родовой общины к соседской).

Ведя свое исследование, автор обращается к письменным источникам, в данном случае к трудам Прокопия Кесарийского, который писал о том, что у славян существовало коллективное самоуправление и высшим органом племенного самоуправления было народное собрание – вече. Оно принимало решение по наиболее важным делам. Развитая юридическая лексика говорит о прогрессивной системе правоотношений. В народном собрании участвовали только мужчины, так как именно они обеспечивали существование племени. Между народными собраниями менее важные дела решали старейшины.

Славяне вели войны между собой и с неславянскими государствами. Захваченное богатство они закапывали в землю, это приводило к образованию кладов. По данным лингвистических наблюдений видно, как раскрываются начальные формы имущественного неравенства, но имущественные различия еще не приводили к различиям социально-политических прав членов племени.

Рабство имело мягкие формы эксплуатации. Рабами были иноплеменники, попавшие в плен. Они становились вооруженными слугами или были заняты в материальном производстве. Рабы могли завести семью, господин являлся хозяином их жизни и имущества, имел право продать раба.

Накопление богатства (военная добыча), продажа пленников (рабов), расширение хозяйства (занятость в нем патриархальных рабов) способствовали соединению в славянском племенном обществе знатности и богатства.

Далее Свердлов говорит о социальной структуре племени, о знати (различалась по происхождению). Старейшина (староста) – славянская знать, мудрый человек, старший по возрасту, мужественный, знатный по наследственности. Решал вопросы ежедневной жизни племени. Витязь – княжеский дружинник, отличающийся мужеством, воинской доблестью. Князь – знатный человек, социально-политический и военный вождь племени. Воевода – военный предводитель, которым мог стать знатный или незнатный соплеменник, который отличался мужеством и опытом в военном деле. Во время войны князь мог избираться предводителем войска.

Все они принадлежали к знатным родам (в некоторых случаях исключением мог быть воевода) и создавали такие знатные рода. Им принадлежали большие патриархальные семьи – рода, в состав которых входили младшие члены семьи патриархальные рабы – челядь. Челядь обеспечивала экономическую и общественную стабильность славянской знати.

В результате этнокультурного и политического взаимодействия с германцами, славяне заимствовали термин князь, который вытеснил исконно славянский термин владыка (старший, глава, полновластный вождь).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в позднем племенном обществе князем избирался представитель знатного рода на народном собрании, для управления племенем. Он становился главой всего племени, наделялся исполнительной властью. Но при всем этом параллельно существовала власть совета старейшин, а над князем существовала верховная власть народного собрания.

Начала складываться форма добровольных подношений князю – дар – материальное обеспечение князя в мирное время. В древнейший период такой дар подразумевал добросовестное исполнение князем обязанностей вождя племени. Эта система податей объединяла избранного князя с его племенем как экономическое основание для обязательного исполнения им управленческих функций. В позднем племенном обществе такой дар становился формой признания рядовыми членами племени особого почетного положения князя. В древнерусский период эти виды добровольных натуральных подношений князю были продолжены и развиты в особых государственных податях – даре и почести.

Страницы: 1 2

Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России
Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и.о. премьер-министра Е.Т. Гайдаром объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правит ...

Основные положения и особенности реформы
1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» распространилось на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую ...

Структура.
Законы были высечены по обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объясняет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введен ...