Князь и княжеская власть в славянских племенах V–VII вв.Страница 1
В начале этой главы автор пишет о переплетении судеб германцев и славян – индоевропейских народов, которое произошло во время Великого переселения народов. Свердлов говорит о том, что славяне могли участвовать в совместных военных действиях с германцами, например, с лангобардами и гепидами в Италии [Свод. Т. I. С. 188–191].
Далее автор говорит о том, что самодостаточная экономика славян прогрессировала, в результате этого создавался не только основной, но и прибавочный продукт. Поэтому в племени появлялись люди, занятые не только в материальном производстве, а в управлении и в профессиональной военной подготовке. Свердлов выделяет то, что основой экономической и социально-политической организации славян в VI – начале VII века было племя. Оно обеспечивало жизнь и деятельность всех соплеменников. Институт самоуправления и управления занимал верховное положение по отношению ко всем остальным племенным структурам.
Автор говорит о том, что понятие род сузилось до близких родственников, а понятие семья расширилось, приобрело вторичное значение – рабы, слуги. Это привело к формированию патриархальных семей (включая слуг и рабов). В процессе распада рода и эволюции семьи произошел распад племенного строя.
Далее Свердлов рассказывает нам о жилищах и поселениях славян. Говорит о том, что хозяйственная автономность малых семей и коллективный труд привели к формированию первобытной соседской общины (которая являлась переходом от родовой общины к соседской).
Ведя свое исследование, автор обращается к письменным источникам, в данном случае к трудам Прокопия Кесарийского, который писал о том, что у славян существовало коллективное самоуправление и высшим органом племенного самоуправления было народное собрание – вече. Оно принимало решение по наиболее важным делам. Развитая юридическая лексика говорит о прогрессивной системе правоотношений. В народном собрании участвовали только мужчины, так как именно они обеспечивали существование племени. Между народными собраниями менее важные дела решали старейшины.
Славяне вели войны между собой и с неславянскими государствами. Захваченное богатство они закапывали в землю, это приводило к образованию кладов. По данным лингвистических наблюдений видно, как раскрываются начальные формы имущественного неравенства, но имущественные различия еще не приводили к различиям социально-политических прав членов племени.
Рабство имело мягкие формы эксплуатации. Рабами были иноплеменники, попавшие в плен. Они становились вооруженными слугами или были заняты в материальном производстве. Рабы могли завести семью, господин являлся хозяином их жизни и имущества, имел право продать раба.
Накопление богатства (военная добыча), продажа пленников (рабов), расширение хозяйства (занятость в нем патриархальных рабов) способствовали соединению в славянском племенном обществе знатности и богатства.
Далее Свердлов говорит о социальной структуре племени, о знати (различалась по происхождению). Старейшина (староста) – славянская знать, мудрый человек, старший по возрасту, мужественный, знатный по наследственности. Решал вопросы ежедневной жизни племени. Витязь – княжеский дружинник, отличающийся мужеством, воинской доблестью. Князь – знатный человек, социально-политический и военный вождь племени. Воевода – военный предводитель, которым мог стать знатный или незнатный соплеменник, который отличался мужеством и опытом в военном деле. Во время войны князь мог избираться предводителем войска.
Все они принадлежали к знатным родам (в некоторых случаях исключением мог быть воевода) и создавали такие знатные рода. Им принадлежали большие патриархальные семьи – рода, в состав которых входили младшие члены семьи патриархальные рабы – челядь. Челядь обеспечивала экономическую и общественную стабильность славянской знати.
В результате этнокультурного и политического взаимодействия с германцами, славяне заимствовали термин князь, который вытеснил исконно славянский термин владыка (старший, глава, полновластный вождь).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в позднем племенном обществе князем избирался представитель знатного рода на народном собрании, для управления племенем. Он становился главой всего племени, наделялся исполнительной властью. Но при всем этом параллельно существовала власть совета старейшин, а над князем существовала верховная власть народного собрания.
Начала складываться форма добровольных подношений князю – дар – материальное обеспечение князя в мирное время. В древнейший период такой дар подразумевал добросовестное исполнение князем обязанностей вождя племени. Эта система податей объединяла избранного князя с его племенем как экономическое основание для обязательного исполнения им управленческих функций. В позднем племенном обществе такой дар становился формой признания рядовыми членами племени особого почетного положения князя. В древнерусский период эти виды добровольных натуральных подношений князю были продолжены и развиты в особых государственных податях – даре и почести.
Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)
Первым русским царем стал Иван IV (1530-1584гг), принявший царский титул в 1547 году. Это была первая крупная реформа, которая должна была подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.[1]
Взойдя на престол, ...
От политического кризиса к восстановлению единства (середина 10-х –
середина 50-х гг. ХI в.). Кризис княжеской власти в 1014–1019 гг.
Причины кризиса:
1) некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество – Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем
2) сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язы ...
Оценка причин Крымской
войны. О сложности вопроса о причинах и инициаторах
Крымской войны
Объективная оценка любого исторического события предполагает исследование его первопричины, поэтому задача данного параграфа состоит в попытке рассмотреть генезис вопроса о причинах и инициаторах Крымской войны, который до сих пор является дискуссионным в науке. С точки зрения большинства отечественных исследователей Крымской войны, в ч ...