Декабристы
Страница 5

В Кургане Бригген быстро завоевал авторитет как человека безукоризненно честный, всем нутром протестующий против несправедливости, лихоимства и взяточничества местных чиновников.

На каторге, и на поселении А.Ф.Бригген много сил отдавал литературной работе. Ещё в Пелыме он начал собирать материалы о жизни ссыльных. Живя в Кургане работал над записками по истории Павла Первого. Бригген переводил также римских классиков Цезаря и Саллюстия, связывая эту работу с просвещением народных масс.

Пётр Николаевич Свистунов (1803-1889) примкнул к декабристам в 1823 году, будучи корнетом Кавалергардского полка. Как один из активнейших членов Северного общества Свистунов был осужден по второму разряду. Вечная каторга была снижена сначала до 20, потом до 15 лет, наконец заменена поселением. Общительный и весёлый, Свистунов в Чите создал квартет и хор горожан. В Курган он приехал в 1838 году и был здесь тоже, что называется, на виду. Он находил время и для посещения местных балов, стараясь скрасить быт ссыльных. Известна его статья, написанная в ссылке.

15 марта 1842 года, после десяти лет каторги и пятилетнего проживания в Туринске в Курган прибыл по переводу Николай Васильевич Басаргин (1799-1861). Он приехал сюда с женой-сибирячкой М.Е. Мавриной. В Кургане Н.В. Басаргин собирал материал для своих будущих воспоминаний. Активно переписывался со ссыльными декабристами. Был близок по духу декабристу М.А.Фонвизину, человеку исключительно образованному, по существу, одному из признанных идеологов декабристов-поселенцев

Смело вёл себя в курганской ссылке Ф.М. Башмаков (1775-1859) в молодости был участником суворовских походов. Он участвовал и в походах русской армии 1812-1815 годов. Дослужился до полковника. Сын небогатого помещика, выученик Суворова и Кутузова, Башмаков смолоду был близок к солдатской массе и отличался на войне храбростью, стойкостью, независимостью суждений. Эти качества сохранил на всю жизнь. В Кургане, по воспоминаниям современников, Башмаков, бывая в церкви, при возгласе дьякона в честь «благочестивейшего самодержавнейшего государя!» удалялся.

В 1842 году в Курган прибыл Дмитрии Александрович Щепин-Ростовский ( 1798-1859 ). Он происходил из богатой и родовой семьи, имел княжеский титул. В 1825 году 27- летний капитан лейб-гвардии Московского полка показал особую решимость в восстании.

В Кургане Щепин-Ростовский прожил 14 лет, с 15 октября 1842 по 1856 год. Испытывая определенное влияние со стороны Бриггена, он активно боролся за улучшения положения ссыльных, использовал при этом знатность своего происхождения.

Несколько лет в Кургане провел И.С. Повало-Швейковский.

Иван Семенович Повало-Швейковский (1787-1845 гг.) был осужден по первому разряду. В Кургане его направили сразу по отбытию каторги. В это время ему было уже 53 года. Он прожил в городе с 9 февраля 1840 года по 6 мая 1845 года. Умер в Кургане и похоронен рядом с Фохтом за чертой городском кладбища, в бурьяне. Ныне здесь горсад. На могилах декабристов, нашедших вечный приют в Кургане, решено установить надгробья.

На поселении в Кургане Повало-Швейковский вел тихую, незаметную жизнь. Он был одним из тех, кто покорился судьбе, но, как и другие декабристы, никогда не раскаивался в том, что был членом Таиного общества. Будучи бедным, он не оставил в Кургане каких-либо следов после себя, если не считать долгов и той доброты, которая выразилась в его завещаниях курганской подруге жизни А. Д. Казенковой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Революционная ситуация на рубеже 70-80-х годов
Крестьянская реформа не смогла решить проблемы в сельском хозяйстве страны. Помещичье землевладение оставалось главным тормозом в его развитии. В деревне росло малоземелье, увеличивались недоимки и нищета. Заметно возросла арендная плата за землю. Тяжело сказались на состоянии крестьянских хозяйств неурожаи 1879-1880 гг. В конце 70-х го ...

Древняя Русь в IX–XIII в.
В IX в. расселение тринадцати восточнославянских племен. нас возвращает русский летописец к. XI – начало XII вв. Нестор – автор летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях ...

Введение:
Современные историки считают принятие христианства на Руси очень важным положительным событием в истории России. Можно не согласится с понятием "положительным", но надо согласится, что это было очень важное событие в истории Руси. "…правду отринули, любви не имеете, зависть лесть процветает в вас… лучше же, братья, отойд ...