Исторические материалы » Внешняя политика династии Хань

Внешняя политика династии Хань
Страница 5

Отклоняя предложение о выведении военных поселений, У-ди признает, что его завоевательная политика не принесла желаемых результатов, а лишь «утомила Поднебесную». В итоге У-ди провозглашает отказ от дальнейших военных действий против сюнну и «глубоко раскаивается в прошлых действиях». Как писал Сыма Цянь»:Страна устала от непрерывных войн, люди объяты печалью, запасы истощились и не могут обеспечить расходов». После смерти У-ди крупные военные походы почти не предпринимались. Сторонники военных захватов не встречали более поддержки при ханьском дворе.

До конца I в. до н.э.- начала I в. н.э. внешняя политика Ханьской империи носила пассивный характер. Ханьские войска лишь в 36 г. до н.э. предприняли дальний поход против сюнну, активизировавшихся в Западном Крае. Это на некоторое время укрепило власть Ханьской империи в Западном крае, но уже через несколько лет сюнну возобновили набеги на северо-западные границы, и в начале I в. н.э. им удалось подчинить своему влиянию весь Западный Край.

С последней четверти I в. до н.э. по стране прокатилась волна восстаний рабов. На рубеже христианской эры империя оказалась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Многие государственные деятели усматривали его причину в росте крупного землевладения и рабовладения.

Через всю внутреннюю историю империи ранней Хань красной нитью проходит борьба против концентрации частной земельной собственности, но к концу I в. до н.э. она приобретает остроту. Вопрос о земле всегда был тесно связан с вопросом о рабах. Эти две проблемы являлись основными во всех проектах и реформах того времени.

Подобные мероприятия пробовал проводить Ай-ди (6-1 гг. до н.э.): проект указа устанавливал максимальный размер частных земельных владений в 30 цинов (ок. 138 га), а количество рабов у собственников, в зависимости от их общественного положения, ограничивал нормой в 200 рабов у сановной и родовитой знати и 30 рабов у простолюдинов и мелких чиновников. После провала политики реформ в стране вспыхнули восстания.

Ван Ман- человек исключительного честолюбия, сумел в короткий срок приобрести популярность в народе и, вместе с тем, поддержку придворных кругов. Воспользовавшись благоприятным моментом, он совершил дворцовый переворот и в 9 г. до н.э. провозгласил себя императором- основателем «Обновленной династии» и сразу объявил о своем намерении проводить реформы решительным образом. В расчете на поддержку широких масс населения Ван Ман объявил о восстановлении счастливых порядков древности и возрождении чжоуской «колодезной» системы восьдворок, обрабатывающих девятый участок в пользу правителя. Он обещал восстановить равновеликие наделы, за счет чего выделить землю всем безземельным и малоземельным общинникам. Это обещание не было выполнено. Ссылаясь на древние конфуцианские трактаты, Ван Ман пытался обосновать исключительное право государства на владение рабами. Законы этого императора обращали в рабство преступника вместе с его семьей, которые порабощались государством, конфисковалось имущество, в том числе и их частные рабы, переходившие в казну. Такие рабы огромными партиями переправлялись на далекие расстояния для работы в рудниках и мастерских.

Ван Ман чрезвычайно усилил фискальные и полицейские функции государства и увеличил административный аппарат. Он пытался подчинить казне все ссудные операции, издавал указы, касающиеся отливки монеты и нормирования цен на рынках, пытаясь добиться активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Реформы Ван Мана привели к обострению социальных противоречий. По всей стране начали вспыхивать бунты. Отряды разорившихся общинников носили самые разные названия- «Зеленого леса», «Медных коней», «Больших пик» и др. Они были разрозненны, но действовали бок о бок. Сильный размах имело движение «Красных бровей», развернувшееся в 18 г. н.э. в Шаньдуне, где бедствия населения были умножены катастрофическим разливом Хуанхэ, которая резко изменила свое русло (приняв направление, которое она имеет сейчас).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Русь на пороге крещения
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – сол ...

Ученые Кавказа о Кавказской войне.
Война на Кавказе настолько не изучена, что даже в любой энциклопедической статье, претендующей на строгую научность, можно чуть ли не после каждого слова поставить вопросительный знак. Начиная прямо с самого заголовка (Кавказская? война?) и дат ее начала (1817?) и тем более ее окончания (1864?). Единства мнений не существует до сих пор. ...

Князь и господское хозяйство
С 70-х годов Киевские князья сохраняли политическое единство государства, это определялось их политическим талантом. Князья подчинялись власти на основе сюзеренитета – вассалитета. Князь являлся главой административного, судебного, военного управления в своих княжествах. Местные органы самоуправления не ограничивали власть князя. Кажды ...