Историография.
Страница 2

К этому пункту ниже есть примечание, в котором говорится, что учреждение новых синагог или учебных заведений, допускается не иначе, как с утверждения начальником губернии подлинного о том приговора караимского общества, по представлению гахама и по надлежащем удостоверении как в необходимости учреждения новой синагоги, или учебного заведения, так и в достаточности средств для приличного их содержания. В следующем, 26 пункте, сказано, что при назначении приходских духовных, гахам наблюдает. Чтобы в них была действительная надобность и чтобы назначаемые имели нужные сведения в обязанностях. С этими должностями соединенных, и быть хорошей нравственности. В 27 пункте указано. Что гахам имеет список всех духовных его ведомства. Также к обязанностям гахама относилось рассмотрение возникающих в приходах дел о порядке богослужения и обрядов, исправление духовных треб, заключение и расторжение браков, назначение депутатов для защиты имуществ, принадлежащим синагогам и училищам. А в конце года, по получении метрических тетрадей от приходских духовных, гахам представляет составленные из этих метрик общие ведомости в Департамент Духовных Дел иностранных исповеданий и Таврическому Гражданскому Губернатору. В этом же законе сказано, что во время болезни гахама, в его отсутствия или увольнения, и в случае смерти, до избрания нового, заступает это место один из старших газзанов, по назначению Таврического гражданского губернатора. А уже в законе от 8 апреля 1863г. к этому п. дополняется, что до такого назначения должность гахама исправляет старший газзан, или кандидат по усмотрению Духовного Правления. Следует обратить внимание на это, на первый взгляд незначительное дополнение. Если в законе от 3 марта 1837г. мы видим более жесткий контроль со стороны правительства, то уже к 1863г. хотя бы на короткий срок, но Духовное Правление самостоятельно, по своему усмотрению решает, кто будет исправлять должность гахама. Это говорит о том, что за этот сравнительно небольшой отрезок времени Духовное Правление оправдало надежды государства, которое все больше внимания уделяет делам караимов и по возможности оказывает им привилегии. Но вернемся к составу караимского духовенства. В него, как уже было упомянуто, кроме гахама входили газзаны и шамаши. При каждой синагоге состояло два газзана: старший и младший. Кроме того, была должность шамаша, надзирателя за имуществом синагоги. Газзаны и шамаши избирались обществом, испытывались в знании законов гахамом и, по представлению его, утверждались в должности местным губернским начальством. [закон от 3 марта 1837 г.§1 п.11-13] Также о том, что при каждой синагоге должны состоять два газзана и по одному шамашу сказано в императорском указе от 25 марта 1844 г.(АРХИВ 241,1,3) В §2 п. 29 закона от 3 марта 1837г. указаны следующие полномочия старшего газзана: обрезание младенцев мужского пола, наречение имен, совершение и расторжение браков. В п. 30 этого же параграфа сказано, что также в обязанности старших газзанов входило ведение метрических книг и предоставление их в конце года гахаму. Младший газзан, в свою очередь, отправляет молитвы и исполняет духовные потребы прихожан. Тут же оговаривается, что в случае отсутствия или болезни старшего газзана, обрезание и брак могли быть совершены его помощником или младшим газзаном. Но в §3 п. 30 закона от 8 апреля 1863 г. по поводу обязанностей старшего и младшего газзанов сказано следующее: «Обрезание младенцев мужского пола гахам предоставляет тому из караимов, кто по этой части известен своею опытностью, не возбраняя, однако, выбор такого лица самими родителями младенцев. Обрезание совершается или в присутствии старшего газзана, или же с особого, каждый раз письменного его разрешения. Ответственность в правильности отметки в метрической книге о совершении сего обряда остается на старшем газзане. Наречение имен, совершение и расторжение браков предоставляется старшим газзанам, а отправление молитв и исполнение духовных потреб для прихожан – как старшим, так и младшим. Впрочем, в случае отсутствия или болезни старшего газзана, все обязанности его могут быть исполнены и младшим». Если газзан не запишет в метрическую книгу какие-либо статьи, подлежащие записанию в этой книге, то он подвергается денежному взысканию за каждого пропущенного мужчину не более 15 рублей, а за женщину – не более 7 рублей 15 копеек. [Уложение о наказаниях…, закон от 15 августа, ст. 1915] Итак, газзаны исполняли и гражданские акты, стараясь установить религиозную жизнь в обществе. [кар нар энц т 2 с 74] Если обратиться к внешнему облику газзанов, одежда у них была преимущественно черного цвета, а во время богослужения они носили белый наряд с вышитым золотом воротником.[с 99 Полк Кр кар Париж95] Немаловажные функции выполняли шамаши. В обязанности шамашей, или надзирателей, входит: обучение приходящих для этого в синагогу детей; управление хозяйственными делами синагоги; смотрение за имуществом и представление в конце каждого года гахаму отчета о поступивших, расходованных и оставшихся суммах. [закон от 3 марта 1837 г.§2 п.31] В фонде 241, оп. 1, д. 266 Государственного архива АРК хранится рапорт от 4 декабря 1879 г. Таврического и Одесского караимского гахама, предоставленный Таврическому Губернскому Правлению, где сказано следующее: «Оказывается, что при всех почти синагогах нет утвержденных в должностях шамашей, и должности эти возлагаются обществами на частных лиц лишь только в отношении соблюдения чистоты в синагогах и сбережения в них имущества, само же распоряжение суммами синагоги выполняется обществами, избранными из среды габбаев». Из этого можно сделать вывод, что должность шамаша предполагалась по закону от 3 марта 1837 г., но реально по каким-то причинам. В большинстве синагог она пустовала, а обязанности выполнялись обществами габбаев. Таковы обязанности гахама, газзанов и шамашей. Именно благодаря тщательному отбору кандидатов, эти должности всегда занимали ответственные и добросовестные люди, что способствовало порядку внутри общины и ее активной деятельности. §3 п. 30 закона от 3 марта 1837 г. определяет порядок управления духовными делами Таврического караимского общества. Тут сказано, что гахам в управлении духовными делами караимских обществ совещается с газзанами евпаторийской синагоги; для этого они каждую неделю, по назначению гахама, приходят к нему для совета и рассуждения о делах. Именно из этих трех лиц и состояло Таврическое Караимское Духовное Правление. В примечании к этому пункту указывается, что Таврическое Караимское Правление имеет свою печать с надписью, аналогичной его названию и изображением герба Таврической губернии. Дела в Таврическом Караимском духовном Правлении предлагались к слушанию гахамом. После того, как гахам выслушивал дело, газзаны высказывали свое мнение по этому поводу. Далее гахам постановлял свое заключение по этому делу, которое приводилось в исполнение его подведомственным духовным. Если газзаны считали, что заключение гахама по какому-либо делу является несогласованным с общими государственными узаконениями или предписаниями высшего начальства, то они должны были в течение трех дней сообщить об этом Таврическому Гражданскому Губернатору. Жалобы на решения гахама рассматривались местным губернским начальством. Если оно затруднялось в решении по отдельным делам, то их рассматривал Министр Внутренних Дел.[ §3 п. 32-37 закона от 3 марта 1837 г.] Представители караимского народа, занимавшие духовные должности освобождались на время нахождения в этих должностях от всякого рода податей и повинностей. Кроме того, они пользовались как личными, так и относящимися к собственности, правами свободного состояния.[ §2 п.17 закона от 3 марта 1837 г.] Узаконениями Российской империи также определен порядок лишения духовного звания. В законе от 3 марта 1837 г. сказано, что лиц, занимавших духовные должности, могли лишить звания за поступки, противные их духовным обязанностям, по следствию, доказывающему их вину, и по распоряжению власти, от которой зависело их утверждение. Но уже в законе от 8 апреля 1863 г. мы видим дополнение к этому пункту, в котором говорится о том, что обществам караимов по истечении трех лет предоставляется приговором 2/3 избирателей ходатайствовать об удалении духовного лица. Также право предоставлялось и губернскому начальству, если эти духовные лица своим образом действий не заслуживали полного одобрения. Это еще раз подчеркивает то, что для российского правительства было очень важно, чтобы должности караимского духовенства занимали ответственные люди. Именно для этого, по всей видимости, с течением времени расширяются возможности, как со стороны самих караимских обществ, так и со стороны губернского начальства удалять с должности недостойных духовных лиц. Гахам, газзаны и шамаши при вступлении в должность приносили присягу в уездных судах в присутствии уездного стряпчего.[ §2 п.16 закона от 3 марта 1837 г.] В законе от 7 января 1842 г. на основании этого положения была определена форма присяги. Как в гражданских, так и в уголовных делах судили караимских духовных по общим законам государства.[ §2 п.20 закона от 3 марта 1837 г.] Если Гахам подвергался суду, то решение о нем получало надлежащее исполнение не иначе, как по утверждении приговора Правительствующим Сенатом.[ §2 п.21 закона от 3 марта 1837 г.] В законе от 3 марта 1837 г. оговорено, что Гахам ни в коем случае не подлежит телесному наказанию. А в законе от 8 апреля 1863 г. сказано: «занимающие и занимавшие должности караимских гахамов, гвззанов и шамашей не подлежат телесному наказанию». Судя по этим изменениям в отношении правительства Российской империи к караимам, их духовенство пользуется все большим расположением со стороны государства. По всей видимости это связано с тем, что деятельность караимских общин была направлена не только на благо своего народа, но и отвечала интересам всей империи в целом. Естественно это не могло остаться незамеченным правительством государства, которое предоставляло караимам, в том числе и караимскому духовенству, все большие привелегии 3.Деятельность караимской общины. В XIX в. Караимская община занималась активной деятельностью, которая была направлена не только на благо своего народа, но и на процветание родного города. Также следует отметить, что деятельность евпаторийских караимов выходила за пределы Евпатории. Например, деятельность Когена С.А., основание им в 1861 г. небольшого табачного завода в Киеве позднее переросшего в большую фабрику.[Каневский Таб генерал]Говоря об исторических деятелях Евпатории XIX в. нельзя не отметить деятельность гахамов караимской общины. В начале XIX в. предводителем евпаторийской караимской общины был Соломон Бабович, который предоставил немалые средства на сооружение в 1804 – 1807 гг. Евпаторийской Соборной кенасы, которая и сейчас является архитектурным достоянием города. [с 15 нар и культ] После смерти Соломона Бабовича в 1812 г. караимскую общину возглавил его брат Самуил Бакаевич Бабович, который был талантливым зодчим и главным строителем Евпаторийской Соборной кенасы. Также под его руководством в 1807 - 1815 гг. была восстановлена Евпаторийская Малая кенаса, стоящая напротив Соборной кенасы. [с 11-12 нар и культ] При нем, вероятно, в Евпаторию была перенесена типография с Чуфут-Кале. Точная дата перенесения типографии в Евпаторию не известна. Разрешение на открытие типографии поступило из Министерства внутренних дел в 1830 году. [Приднев кар кн изд в евп] По всей вероятности, типография была перенесена в 1832 г. [с 189 нар и культ] Корректировал издаваемые сочинения Давид бей Мордехай Кокизов. Наиболее ранняя из сохранившихся книг этой типографии "Милый дух" вышла в 1834 году, владельцем типографии в этого время был Янкель Шмуйлович Финкельман. В 1836 году типография переходит к новому владельцу — купцу Мордехаю Тиришкану. Неизвестно, когда и по какой причине типография М.Тиришкана прекращает свою деятельность. По всей вероятности, это произошло в 1836г. [Приднев кар кн изд в евп] Первым Таврическим и Одесским гаханом был Сима Соломонович(1788 – 1855гг.) Бабович. Он занимал должность гахама с 1839 по 1855 гг. Его деятельность во многом улучшила положение караимского народа, а также способствовала развитию образования и просвещения. Он добился освобождения в 1827 г. караимской молодежи от рекрутского набора, который мог привести малочисленный караимский народ к вымиранию. Также он ходатайствовал об издании в 1837 г., по примеру мусульман, «Положения о Таврическом и Одесском караимском духовенстве» и учреждения одновременно должности Таврического и Одесского караимского гахама. Также благодаря Симе Бабовичу караимы уравнивались во многих важнейших правах с коренным русским населением. Кроме того, он содействовал выдвижению даровитых ученых и учителей (таких как Авраам Луцкий, Мордехай Султанский и др.). При нем было учреждено Общество издательства караимкой книги, напечатавшее ряд важных научных трудов выдающихся караимских ученых. Гахам также занимался другой общественно полезной деятельностью, поднимал образование своего народа. [с 12-13 нар и культ] Вторым Таврическим и Одесским гахамом был Бабакай Соломонович Бабович(1799- 1882), который занял свою должность после смерти Симы Соломоновича Бабовича в 1855 г. и пробыл на ней до 1879 г. Он продолжал дело своего предшественника, акцентируя внимание на развитии образования караимского народа, покровительствовал ученым и просветителям своего народа. [с 9 нар и культ]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Государственное устройство царства Селевкидов
Самым крупным из эллинистических государств было царство Селевкидов, которая в период своего расцвета охватывала большую часть тех территорий, которые ранее входили в состав державы Александра Македонского. Оно простиралось от Эгейского моря на западе до Индийского субконтинента на востоке и включало южную часть малой Азии, Сирию, Месоп ...

Раздел второй Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Р ...

Общественное движение второй четверти CIC в.
Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766—1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную всласть самодержца, но это не означало произвола ...