Компании 1915-1916 гг.
Страница 4

Немцы, имея меньший по количеству флот, считали, что англичане будут стремиться уничтожить его в сражении, которого они поэтому старались избежать. Однако английская стратегия была направлена на достижение других целей. Перебази­ровав флот в Скала-Флоу на Оркнейских островах в начале войны и установив тем самым контроль над Северным морем, англичане, остерегаясь мин и торпед и труднодоступного берега Германии, избрали длительную блокаду, будучи все время наготове в случае попытки прорыва германского флота. Одновременно с этим, находясь в зависимости от поставок по морю, они должны были обеспечивать безопасность на океанских путях. В августе 1914 года у немцев сравнительно немного линкоров базировались за рубежом, хотя крейсеры "Гебен" и "Бреслау" успешно достигли Константинополя в начале войны, и их присутствие способствовало вступлению Турции в войну на стороне центральных держав. Наиболее значительные силы, включавшие линейные крейсеры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", были уничтожены во время боев у Фолклендских остров, и к концу 1914 года океаны были - по крайней мере на поверхности - очищены от германских рейдеров.

Главную опасность для океанских торговых путей представляли не боевые эскадры, а подводные лодки. По мере разрастания войны отставание Германии в крупных кораблях заставило ее во все возрастающей степени концентрировать свои усилия на подводных лодках, которые англичане, неся тяжелые потери в Атлантике, рассматривали как незаконное средство ведения военных действий, В конечном итоге политика неограниченно войны с применением подводных лодок, оказавшаяся почти гибельной для Англии, косвенным образом принесла гибель и Германии, поскольку она явилась непоредственной причиной вступления в войну Соединенных Штатов Америки в 1917 году.

7 мая 1915 года огромный американский лайнер "Лузитания", совершивший рейс из Нью-Йорка в Ливерпуль, был потоплен в результате торпедной атаки немецкой подводной лодки неподалеку от ирландского побережья. Пароход быстро утонул, а с ним ушли навсегда в холодные воды океана около 1200 человек — почти три четверти всех находившихся на борту.

Потопление "Лузитании", скорость которой, как считалось, делала ее неуязвимой для торпед, вызвало необходимость принятия соответствующих ответных мер. Тот факт, что немцы сделали осторожное предупреждение американцам не плыть на этом пароходе, лишь подтвердил, что нападение на него скорее было заранее запланировано. Оно вызвало резкие антигерманские протесты во многих странах, в первую очередь в США. Среди погибших было почти 200 американских граждан, включая таких известных лиц, как миллионер Альфред Вандербилт. Это потопление оказало большое влияние на объявленную президентом Вудро Вильсоном политику строгого нейтралитета, и с этого времени вступление США в войну стало потенциально возможным.

18 июля 1915 года затонул итальянский крейсер "Джузеппе Гарибальди", торпедированный австрийской подводной лодкой. Несколькими днями ранее аналогичным образом был атакован английский крейсер "Дублин", однако ему удалось уйти несмотря на серьезное повреждение. На долю французского флота, базировавшегося на Мальте, выпала задача осуществлять блокаду в Адриатическом море. Австрийские подводные лодки проявляли активность, и после потери линкора "Жан Бар" в декабре 1914 года французы остереглись выпускать свои тяжелые корабли, полагаясь на крейсеры и эскадренные миноносцы. Немецкие подводные лодки также вошли в Средиземное море летом 1915 года, и положение союзников осложнилось в связи с выполнением задачи по защите многочисленных транспортов и судов снабжения, совершавших рейды к Галлипольскому полу-острову и обратно, а позднее в Салоники. В сентябре была предпринята попытка блокирования пролива Отранто с помощью сетей, однако немецкие подводные лодки сумели проходить под ними.

Активизировались военные действия на Балтике. Русские моряки вывели из строя немецкий минный заградитель, а английская подводная лодка торпедировала крейсер "Принц Адалберт".

Военно-морские силы России, дополненные несколькими английскими подводными лодками, как правило, успешно срывали планы немцев, предусматривавших высадку войск в Курляндии и препятствовали установке мин. Английские подводные лодки пытались также нарушить поставки в Германию чугуна и стали из Швеции, потопив позднее в 1915 году 14 судов, занятых этими перевозками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Иоанн Грозный
ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (1530–1584) (Иван Грозный), первый русский царь. Родился в подмосковном селе Коломенском 25 августа 1530. В 1533, после смерти отца, Василия III, в возрасте трех лет стал великим князем Московским. В детстве Иван стал свидетелем ожесточенной борьбы бояр Шуйских и Бельских за власть. Между этими двумя фамилиями шла на ...

Точка зрения Иловайского.
Эклектическим характером отличается мнение Иловайского, который главною причиною роста Москвы как политического центра считает пробуждение народного инстинкта; народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться. Кроме того, Иловайский находил следующие причины, способствовавшие усилению Московского княжества: n географ ...

Результаты опричнины
В результате Ливонской войны и опричнины земля была разорена. Крестьяне бежали на Дон и Волгу, многие бояре и дворяне стали нищими. Перепись земель, проводимая в конце века, показала, что примерно половина ранее обрабатываемых земель превратилась в пустоши. Это сыграло важную роль в следующем этапе закрепощения крестьян. ...