Исторические материалы » Декабристы в Сибири » Общественные кружки 30-40-х годов в Сибири

Общественные кружки 30-40-х годов в Сибири
Страница 3

Декабристы были его главными воспитателями; с их помощью ему удалось овладеть польским, немецким, французским языками. В Нерчинске Стуков прожил почти десять лет, занимаясь, кроме преподавания, этнографией бурят и другими вопросами краеведения. Он сотрудничал также в столичных и сибирских изданиях, публикуя интересные заметки по Забайкалью.

В Нерчинском уездном училище историю и географию преподавал А.А. Мордвинов (1813-1869). Вскоре после окончания Иркутской гимназии Мордвинов приехал в родной город и прожил здесь до 1846 года, успешно занимаясь историей края, этнографией бурят и тунгусов, и литературным творчеством.

Мордвинов переписывался с некоторыми из декабристов и пересылал им книги. А собрания художественной литературы, принадлежавшие Мордвинову, мало уступала тому, что было в известной тогда декабристам здешней библиотеке Юренских.

С 1841 года у Мордвинова завязалась дружеская переписка с декабристом В.К. Кюхельбекером, жившем в Акше. Поводом для начала переписки послужил интерес Кюхельбекера к новым журналам и книгам. Мордвинов обращался нему вполне по-дружески. Кюхельбекер с большой теплотой относился к своему нерчинскому другу и посвятил ему послание.

Мордвинов переписывался также с Д.И. Завалишиным. В одном из писем этот декабрист "увещевал молодых людей не поддаваться пустой и разгульной жизни, обычной тогда в Сибири, и в особенности в Нерчинске".

После Нерчинска Мордвинов служил в Енисейске и Иркутске, а 1862 года в Чите в должности вице-губернатора. В сентябре 1869 года он покончил жизнь самоубийством. Причиной этому были обнаруженные ревизией "послабления", которые Мордвинов оказывал ссыльным.

В Нерчинске и Иркутске Мордвинов пользовался большим авторитетом как знаток Восточной Сибири и широко образованный человек. Статьи по этнографии бурят и тунгусов, по истории Забайкалья публиковались Мордвиновым в "Отечественных записках", "Современнике", "Москвитянине" и других.

С середины 30-х годов разностороннюю литературно-краеведческую работу в Нерчинске начал М.А. Зензинов - один из выдающихся знатоков и исследователей Забайкалья.

Основные его интересы сосредоточились на ботанике и медицине. Не получив достаточной школьной подготовки, Зензинов страстно стремился к знаниям, книгам. Всю жизнь его особенно угнетало слабое знание грамматики.

Развитию Зензинова в немалой степени способствовали дружеские связи с Мордвиновым, Н. Поповым и другими членами нерчинского кружка. Во время поездки в "сибирский Гамбург" - Кяхту Зензинов встречался там с А.И. Орловым - другом декабристов, с известным знатоком Китая Н.Я. Бичуриным и другими.Ему неоднократно приходилось встречаться и с декабристами (в Селенгинске, по пути в Кяхту - с братьями Бестужевыми, в Чите - с Д.И. Завалишиным, в Петровском Заводе - с М.А. Бестужевым и И.И. Горбачевским).

Библиотека Зензинова, на которую он тратил последние деньги, была весьма богата научными сочинениями; среди них были книги полученные от декабристов. Он много хлопотал о разрешении приобрести библиотеку умершего декабрист М.С. Лунина и очень сожалел, когда в этом было отказано. Интересуясь ботаникой, Зензинов переписывался с виднейшими естествоиспытателями России, собирал разнообразные коллекции, вел агрономические опыты, сажал в Нерчинске волжские дубы, занимался изучением народной медицины и даже лечебной практикой. Зензинов свободно владел бурятской и тунгусской речью и некоторыми туземными диалектами, и поэтому у него было немало знакомых среди разноплеменного населения Даурии. Почти все свои публикации он посвящал Сибири.

К началу 50-х годов Зензинов стал одним из самых авторитетных краеведов Забайкалья.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новая социальная политика
Из всех реформ, осуществленных в хрущевское "великое десятилетие", наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся. ...

Ереси на почве монофизитства. Ересь афтартодокетизма. Полемика Севира Антиохийского и Юлиана Галикарнасского
Самый главный богословский спор внутри монофизитского мира—между Севиром Антиохийским, и Юлианом, бывшим епископом Галикарнасским, начался в 520-е гг. За несколько первых лет спора только его зачинщики написали друг против друга целые тома (антиюлианитские сочинения Севира, в основном, сохранились в переводе на сирийский, соответствующи ...

Значение образования СССР
5.1 Выравнивание уровней отсталых народов . Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ...